Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

27.07.2012 10:38 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 27.07.2012 г.

Как в руках рабочих птицу счаcтья свою удержать

Автор: Елена БЕСЕДИНА
С Валерием Петровичем Ковганом мы знакомы давно. И если до этого мы встречались на разрезе «Шестаки» исключительно в рабочей обстановке, где он как старший механик вечно был страшно занят, все время говорил по рации и, казалось, решал вопросы на трех фронтах одновременно, то в этот раз наша встреча произошла… в голубятне. Вот уже два месяца как Валерий Петрович на заслуженном отдыхе. «Уходить надо вовремя», – так твердо сказал он, тихонько потирая левую сторону груди. А потом все же признался: когда писал заявление об уходе, слеза навернулась. Шутка ли дело – 33 года на «Шестаках»! Убеждая себя, что всему свое время, он сегодня дома что-то строгает у верстака, суетится по хозяйству и воркует со своими голубями.

Звено
большой цепи
Валерий Петрович Ковган на «Шестаках» знатный был работник. Все звали его по-свойски и с уважением Петрович, дело он свое знал и отвечал за него, не считаясь ни со времени, ни со здоровьем. Начинаю с расспросов о том, почему в свое время он выбрал для себя такую профессию – «горный электромеханик», а он мне отвечает: «Так девчонок надо было растить,  у меня же их трое! Работа нужна была надежная, денежная». «Нет, Валерий Петрович, – смеюсь я, – когда профессию выбирал, дочек-то поди еще не было?» Он на секундочку задумывается, а потом говорит: «Ну да, после армии-то еще не было… Ну так ведь все равно я знал, что семья будет! Что за мужик без семьи? Это ведь главное!»
С Любовью Андреевной они поженились, как только он закончил Прокопьевский техникум. Потом и, правда, девчонки пошли. Первые два года Валерий Петрович поработал слесарем в рудоуправлении, а потом крепко задумался: не дело с маленькой зарплатой семью строить. А тут подсказали, что нужны рабочие руки на разрезе «Шестаки». Начал со слесарей, через полгода перевели диспетчером, потом механиком на участке, какое-то время работал горным мастером. А с 2001-го – бессменный старший механик разреза. Пытаясь понять специфику работы горного механика, да еще и старшего, выспрашиваю, каков был его фронт работы. Он только улыбается: ведь всю технику разреза он знает на зубок – в его ведении были экскаваторы, а это не меньше десятка, три бурстанка, а еще газорезательное оборудование, сварочное производство, краны и т.д. ЗАО «Стройсервис», пришедший на «Шестаки» в 2000-м, не скупился на приобретение новых машин, современного оборудования, а это значит, что и старшему механику с каждой новой единицей техники забот прибывало, особенно много хлопот доставляла старая техника. Во многом благодаря грамотному обслуживанию механиками и машинистами, некоторые экскаваторы на разрезе стали чемпионами по сроку эксплуатации.
Организовать ремонтные работы, проверить соблюдение техники безопасности, проконтролировать качество работы механиков на участках – все это Валерий Петрович называет одним  словом – ответственность. Он ее никогда не боялся, и когда вдруг ночью неожиданно приходилось выезжать по звонку, он знал – надо сделать так, чтобы производственная цепочка не прервалась, чтобы сломавшаяся вдруг машина как можно скорее вошла в строй. И он всегда знал, что именно от его решения зависит многое.
 «Понимаешь, – объясняет он мне, – критерий нашей хорошей работы – это когда белазы «бегают». «Так ведь белазы, – удивляюсь, – не ваша забота!»  Он только ухмыляется: «Если белазы «бегают» – значит, экскаваторы грузят, а если экскаваторы грузят – значит, бурстанки бурят.  И наша задача – сделать так, чтобы эта цепочка не прервалась. Это как замкнутый круг, стоит только в него попасть – и уже не вырваться!»
Старшему механику Ковгану с 30-летним стажем работы авторитета на разрезе было не занимать. Он говорит, что порой даже сам не мог объяснить, почему делает так, а не иначе – интуиция и опыт уже не подводили. Помню, однажды, выехав на разрез и застав Валерия Петровича в забое возле экскаватора, на котором шел плановый ремонт, я его спросила, неужели он действительно досконально знает, как собран экскаватор и знает предназначение каждой его детали? Он тогда мне шепнул – так, не для хвастовства, – что за свою жизнь таких, наверно, штук 20 собрал.
Сегодня Валерий Петрович признает, что именно настоящий мужской коллектив разреза удержал здесь его на долгие годы. Да и в профессии своей он поднялся благодаря слаженной работе коллектива, взаимопомощи и поддержке. По молодости не стеснялся выспросить у корифеев о тонкостях работы, а потом сам не скупился на добрые советы ребятам, которые только пришли на разрез. «В нашей профессии «с разбегу» не работают, – делится Валерий Петрович. – Здесь время надо, настырность что ли, чтобы ее понимать». Чего-чего, а уж настырности в работе ему было не занимать!
«Интересно было работать», – вспоминает механик. «Горел», не замечая, что смена его закончилась, и ему уже давным-давно пора быть дома. Всегда казалось, что можно сделать больше, лучше, быстрее. Порой видя, что механики на участках не справляются или не успевают сделать работу, сам засучивал рукава и не боялся по локоть измазаться в солидоле. В одну из таких беспокойных смен он впервые и почувствовал сбой в сердце…

Секреты
профессии
 «С кем труднее работать — с машинами или с людьми?» – спрашиваю Валерия Петровича, когда речь заходит о том, что именно беспокойство характера заставляет без остатка отдаваться делу.
«Были ли у вас любимчики?» – продолжаю и, видя, что он удивляется вопросу, уточняю: «Среди техники. Наверняка есть такие машины, которые реже ломаются, слушаются, работают без сбоев…» «Любимчики там, где бригада хорошо относится к машине, — отвечает Валерий Петрович. – И опять же: если не будешь с людьми работать, то и машины не будут слушаться».
«Как это?» «Надо так настроить людей, чтобы им на этой машине работать хотелось. Бывало, идет ремонт, приезжаю – а бригада нос повесила, что-то не получается. Но ничего, настроишь людей «на лирический лад», глядишь – и работа пошла…»
«Да ладно, на лирический лад! Наверняка и крепким словцом приходилось в мужском коллективе завернуть!» Валерий Петрович глядит на меня с хитринкой, а потом говорит: «Вообще-то я человек не жесткий. И работа на горном предприятии не сделала меня таким. Да, техника здесь большая, серьезная, сложная, но от того, что ты можешь этот агрегат заставить работать, подчинить себе – такое чувство особое появляется, гордость, что ли, берет. Вроде, как на «ты» с ним, на равных! Понимаешь меня?»
«И азарт есть?»   «Азарт есть, когда хочется сделать побыстрее и получше». Оказывается,  Валерий Петрович не раз придумывал разные технические приспособления, чтобы облегчить работу горняков, сделать ее более эффективной. Многие из этих «придумок» до сих пор на разрезе в ходу. Кстати сказать, и строительство фонтана на территории разреза не обошлось без участия старшего механика Ковгана.
«Верите ли Вы  в предназначение, которое человек в своей жизни должен обязательно выполнить?» – опять я лезу в душу. Валерий Петрович только вздыхает от моих вопросов. Минуту думает, а потом признается, не мудрствуя: «Да не думал я никогда об этом. Я всегда знал, что делаю то, что должен делать. Значит, это правильно, значит, это мне нужно. Некогда мне было о судьбе размышлять.  Взялся  – делай. Пообещал – выполни. С этим и иду по жизни».
Когда подошла пенсия, об отдыхе он и не помышлял. Директор разреза пожал руку, сказал: «Валерий Петрович, работай!» Да и работал бы до сих пор, если бы не сердце. После длительного больничного пришлось признаться самому себе, что пора на отдых. Дай Бог, внук появится, тогда будет кому секреты горного механика передать. А пока в семействе Ковгана одни только девчонки – три дочери и внучка.
Говоря о том, что из сделанного в жизни главное, Валерий Петрович не о наградах вспоминает – а ведь он полный кавалер знака «Шахтерская слава» – а о том, что дали они с женой всем своим дочерям высшее образование, как говорится, поставили на ноги. Ничто не сможет его разубедить в том, что главная цель любого мужчины – создать семью и быть ей по жизни надежной опорой. И все другое – только ради этого.

Послесловие
Случилось так, что крестного 5-летнего Валеры Ковгана задавило поездом. Тот был большим голубятником.  На похороны тогда все его голуби слетелись. Валера поймал несколько голубей, оставил  у себя и стал за ними ухаживать. С той поры голуби стали самым большим его увлечением в жизни. Сегодня их у него не меньше семи десятков – разных пород, цветов и мастей. Бывало, говорит, заканчивалась рабочая смена, и уже ночью вернувшись домой, он обязательно заглядывал на голубятню: «Что  в них – не знаю. Знаю одно – плохо мне без них». Он берет в руки своего любимчика – голубя узбекской бойной породы – и рассказывает, что мать отказалась его кормить, и ему пришлось этого пикуненка выкармливать самому, из своих рук давая в клювик по зернышку. Так до сих пор этот уже ставший взрослым голубь, как привязанный, за ним бегает.
Разглядывая все это хозяйство, я только удивлялась: как в этом человеке любовь к технике – такой огромной, сложной и опасной – уживается со страстью к этим нежным существам? Сначала эти руки вдыхают жизнь в холодный металл горных агрегатов и заставляют их служить человеку, а потом здесь, в этой птичьей обители, наслаждаются легким трепетанием голубиного сердца – живого, нежного, настоящего. Как будто в ворковании своих голубок он и подслушал истину о том, как надо жить, работать, быть счастливым и дорожить теми, кто любит тебя и ради кого самому хочется свернуть самые высокие горы.


P.S. 26 июля, когда материал уже был сверстан,  делегация разреза «Шестаки» навестила Валерия Петровича, чтобы поздравить его и передать ему телеграмму от губернатора области А.Г. Тулеева с добрыми пожеланиями по случаю награждения горняка в преддверии Дня шахтера высочайшей правительственной наградой – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

86