Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

23.11.2012 09:39 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 23.11.2012 г.

ПУ №31: и через 90 лет городу нужны надежные рабочие руки

Автор: Елена Беседина
Профессиональное училище №31 в нашем городе единственное, но не только в этом его уникальность. Это, пожалуй, одно из самых старых учебных заведений не только города, но и Кузбасса. Нынче оно отмечает 90-летний юбилей. Накануне торжества в честь юбилейной даты мы встретились с директором училища Александром Геннадьевичем Тихоновым, который работает в этой должности всего год. Наш разговор о том, как сегодня живет училище и каких изменений ожидает начальное профессиональное образование в будущем.

– Александр Геннадьевич, история говорит о том, что школа фабрично-заводского обучения, прародительница нынешнего ПУ, была необходима для подготовки кадров для завода, и даже существовала она на его территории. Скажите, насколько сегодня вы нужны Гурьевскому металлургическому заводу?
– Действительно, своим рождением наше училище обязано заводу. В Томском государственном архиве хранится документ, в котором говорится, что уже в 1922 году на территории Гурьевского завода существовала школа фабрично-заводского обучения.
Как бы не меняло статус наше учебное заведение, оно всегда служило главной цели – готовило специалистов в первую очередь для металлургического производства, таких как сталевар, оператор стана горячей прокатки, машинист крана металлургического производства, токарь-универсал, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электрогазосварщик, слесарь-ремонтник, машинист экскаватора, повар, кондитер, продавец, маляр, штукатур, тракторист, каменщик. Училище всегда находилось под крылом завода. Рыночные отношения внесли свои коррективы в эти взаимоотношения. Частный бизнес заинтересован в получении готовых квалифицированных опытных специалистов, а насколько сегодня училище готово им предоставлять таких специалистов – забота самого учебного заведения.
Например, в настоящее время завод испытывает необходимость в машинистах крана металлургического производства, вальцовщиках, слесарях, но наше училище сегодня не имеет лицензии на обучение этим профессиям, поскольку в последние годы спроса на них не было. В ближайшее время мы планируем получение лицензии на обучение этим профессиям.
Тем не менее, связь с заводом сегодня существует, и она для нас очень значима, поскольку завод берет наших учащихся на практику, обеспечивает спецодеждой, дает возможность получить первый опыт работы на производстве.
Кроме завода, мы поддерживаем отношения с Салаирским горнорудным производством, Гурьевским филиалом ОАО «Евразруда», ОАО «Разрез «Шестаки», филиалом «Энергосеть г. Гурьевска», индивидуальными предпринимателями, предприятиями жилищно–коммунального хозяйства, сельскохозяйственными предприятиями, предприятиями общественного питания, которые являются главными работодателями для наших выпускников. Способствует трудоустройству наших детей Центр занятости населения, с которым у нас сегодня тоже надежные партнерские отношения.


– Расскажите, что представляет собой училище сегодня?
– Сегодня у нас обучается 292 человека, коллектив составляет 63 человека, 28 из них – преподаватели и мастера производственного обучения. В этом учебном году мы осуществляли набор по пяти профессиям, это электромонтер по обслуживанию электрооборудования, газоэлектросварщик, повар, маляр и штукатур. По контрактам с Центром занятости населения г. Гурьевска проходят обучение по программам переподготовки 4 группы наших ребят по профессиям: электромонтер, продавец, электрогазосварщик, облицовщик-плиточник.


– Насколько это серьезная нагрузка для вашего учебного заведения?
– Мы можем принять порядка 600-700 человек! Наши ресурсы и возможности нам это позволяют. Снижение числа учащихся – это прежде всего последствия демографической «ямы» середины 90-х годов. Думаю, через 2-3 года ситуация будет меняться. Мы имеем гораздо больше лицензий на обучение профессиям, чем готовим сегодня, но на многие профессии нет спроса. Например, профессия токаря. Причем на рынке труда спрос есть, а со стороны учащихся – нет.


– Раньше престиж рабочей профессии формировала идеология самого государства. А каково сегодня отношение к начальному профессиональному образованию со стороны государства?
– В новом проекте закона об образовании вообще нет такого понятия, как начальное профессиональное образование. По сути, уже сейчас начался процесс укрупнения профессиональных учебных заведений. Возможно, в этом есть смысл, потому что это позволяет укрупнять и укреплять материальную базу училищ, колледжей, техникумов.
Планируется двухступенчатая структура профессионального образования, в которой НПО будет первой ступенью профессионального учебного заведения, которое будет иметь статус среднего профессионального образовательного учреждения (СПО).
Что касается нас, то мы в Гурьевске – единственное учебное заведение такого рода, поэтому объединять нас не с кем. Другой вопрос: дотягиваем ли мы по материальному обеспечению до уровня СПО? Уже сейчас специалисты говорят о том, что получить статус СПО легче, чем его подтвердить. Не подтвердившие свой статус учебные заведения лишаются лицензии и прекращают свою деятельность, и как НПО в том числе, хотя раньше в этом статусе вполне успешно работали.


– Права ли я, считая, что училище в нашем городе является не просто учебным заведением, а организацией, которая ко всему прочему выполняет важную социальную функцию?
– Да, это так, поскольку мы принимаем детей, которых не приняли школы в 10-11 класс или которые сами не пожелали получать в школе общее среднее образование. У многих из них нет возможности учиться за пределами района. У нас же они получают серьезную социальную поддержку: мы выплачиваем стипендию, бесплатно кормим наших детей, причем сирот три раза в день. Для многих это жизненно важно.


– Тем не менее, сейчас активно муссируется тема развития именно начального и среднего профессионального образования. За этот год вы почувствовали какие-либо позитивные изменения?
– Мне сложно сравнивать, потому что я всего лишь год занимаю должность директора, и за это время кардинальных изменений в финансировании нашего учебного заведениям не произошло. Нам стабильно поступают средства на выплату стипендии, организацию питания для детей, выплату зарплаты коллективу, поддержания материальной базы. Другое дело, что в идеале хотелось бы иметь дорогостоящее оборудование, современные лаборатории, чтобы наши выпускники приходили на производство уже как высококвалифицированные специалисты.
В области есть примеры технического оснащения училищ на очень большие суммы, но в большей степени это происходит благодаря финансовым вливаниям серьезных социальных партнеров, которые сами в первую очередь заинтересованы в подготовке классных специалистов для своего производства. Других путей для развития профессионального образования пока нет.


– Хотите ли Вы чем-нибудь похвастаться накануне юбилея училища?
– Летом на Губернаторском приёме «Рабочая смена Кузбасса-2012» для выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Кемеровской области нашему училищу был вручен сертификат на компьютерный класс для ресурсного обеспечения библиотеки. В этом году от училища на Губернаторский приём «Рабочая смена Кузбасса» были приглашены для награждения выпускники и работники училища: грантом на получения жилья награждена выпускница Л. Васильева, грант участника конкурса профмастерства получил Д. Антонов, медалями «За веру и добро» награждены преподаватели В.П. Кузьмич и О.П. Исмаилова.
Учащиеся и педагогические работники принимают участие в областных конкурсах профессионального мастерства. Большое внимание уделяется спорту. В областном туристическом слете «Тропою Гайдара», проходившем в г. Междуреченске, учащиеся нашего училища заняли третье командное место из 40 училищ области. В соревнованиях на первенство Кузбасса по мини-футболу среди учебных заведений НПО наша команда заняла второе место, уступив в финале команде г. Кемерово. Учащиеся нашего училища И. Каранцева и С. Клачковская стали серебряными призерами в областной эстафете.


– Вы в училище не новичок, 14 лет отработали заместителем директора по безопасности жизнедеятельности. Скажите, а какие перед Вами сегодня стоят задачи как перед руководителем всего училища?
– Прежде всего, всеми путями отстоять училище, чтобы его не закрыли в период преобразований, укреплять его материальную базу, поднимать имидж нашего училища и находить как можно больше точек соприкосновения с нашим главным партнером – Гурьевским металлургическим заводом. Важно, чтобы наше училище и наши специалисты были востребованы городом и районом. Планов у нас много, есть возможности и желание их реализовывать. Надеемся, что у нашего училища будет еще долгая и интересная жизнь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

310