Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

01.10.2012 10:11 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 28.09.2012 г.

5 дней, открывшие мир

Автор: Валентина Ряскина
Фестиваль молодежи в Москве. Воспоминания 55 лет спустя.

Летом 1957 года в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. На форум съезжались комсомольцы со всех уголков Советского Союза. Из Кузбасса на фестиваль поездом дружбы тоже отправилась группа молодых активистов. С тех пор прошло 55 лет, а воспоминания об этом событии еще живы в памяти наших земляков-очевидцев Акулины Ивановны Шалаевой и Георгия Сергеевича Нетунаева из Гурьевска.
Тот фестиваль под девизом «За мир и дружбу» запомнился своей открытостью. Впервые после «железного занавеса» в воздухе повеяло свободой, стало возможным неподконтрольное общение молодежи разных стран, наречий и рас. Главным символом фестиваля было изображение голубя мира, подаренное художником Пабло Пикассо. Гостями этого грандиозного праздника стали 34 тысячи человек из 131 страны мира. Москва преобразилась, украсилась цветами, тщательно охраняемый Кремль стал открытым для посещения, а парк Горького отменил плату за вход. Зажигательные танцы, джинсы, кеды, спортивные шапочки, модная короткая стрижка, рок-н-ролл и другие моменты, увиденные на фестивале, перевернули взгляды советской молодежи на моду и образ жизни.
Для наших земляков пятидневная поездка в Москву стала первым и на многие годы единственным далеким путешествием, подарком судьбы. Акулина Ивановна и Георгий Сергеевич вспоминают, что их группа из девяти комсомольцев Гурьевска и Салаира отправлялась поездом из Белова. По приезду в столицу делегатов поселили в общежитии училища имени Баумана. Питались в общежитской столовой три раза в день, кормили отлично, даже черную икру давали. Все дни были расписаны: до обеда обязательно возили на экскурсии, а после – свободное время.
Акулина Ивановна до сих пор хранит платье, которое сшила у портнихи специально к фестивалю. Платье было модным и красивым – рукава-фонарики и юбка-двенадцатиклинка. Прожив все детство в тайге и не зная другой жизни, в столице она себя почувствовала как на другой планете. В своей группе Лина была самая младшая, ей было 19, она все вокруг разглядывала, всему удивлялась. Толпы молодых людей на улицах, иностранцы, разноязыкая речь, изобилие товаров в магазинах – все привлекало и завораживало. В Москве она впервые попробовала мороженое и квас, впервые ездила в метро, впервые увидела салют, озарявший московское небо каждую ночь. «Эти 5 дней мы почти не спали, – рассказала она, – старались запастись впечатлениями. Каждый вечер бегали смотреть футбол, рядом был стадион. Возили нас в ГУМ, ходили там, как по музею, я купила себе и родственницам в подарок газовые платочки».
Училище им. Баумана находилось рядом с Красной площадью, где день и ночь были шествия. «Помню, я постоянно отставала от своей группы, все мне в диковинку было, – вспоминает Акулина Ивановна, – то иду, негров разглядываю, то шотландцев в юбках. Водили нас в Ботанический сад, я там изучала деревья и цветы – все было не таким, как у нас. Однажды по плану наша группа пошла в Третьяковскую галерею, а я специально отстала, чтобы побродить по городу. Наши хватились, что меня нет, только когда в общагу вернулись. А я хорошо запомнила путь и сама добралась на метро. Приезжаю в общежитие, а моя группа бежит меня встречать. Говорю им: да что я не видела в этой галерее? Я же не знала, что там картины великих мастеров».
Обратно ехали весело, пели песни, рожденные фестивалем: «Если бы парни всей земли», «Летите, голуби, летите», «Подмосковные вечера» и другие. Эти песни надолго стали популярными. Акулина Ивановна вспоминает: «Запевалой был Женя Митюков из мехцеха, голос у него был красивый! Мне подарили песенник, я такого больше ни у кого не видела, жаль, что он потом потерялся».
А Георгий Сергеевич, в то время 21-летний сталевар из мартена, помнит то ощущение радости и ярких эмоций, царившее в душе каждого. Что ни день, то масса новых впечатлений – большие дома, «Икарусы», пиво из бочек, московская карамель. «Денег на поездку нам выделялось немного, – вспоминает он, – да и зарплата была небольшая, поэтому на шоколад у меня не хватало. А вот карамели наелся вдоволь, еще и домой привез на гостинцы, у нее был непревзойденный вкус. Особенно мне нравилось послеобеденное время, когда можно было свободно бродить по улицам. Где мы только ни гуляли! Жаль, что было у нас в запасе всего 5 дней, мало что успели. Народу везде – море, особенно на Красной площади, как в муравейник. Помню, напротив мавзолея сидел англичанин, неплохо говорил по-русски, расхваливал преимущества капитализма. А я слушал и удивлялся, куда это он лезет с правами человека, у нас-то права лучше».
У Георгия Сергеевича в Москве жили дальние родственники. Побывав у них в гостях, он впервые увидел телевизор: «Небольшой экран был заботливо прикрыт салфеткой. Я попросил включить, но хозяева не разрешили, такая в то время это была ценность. В Гурьевске-то первые телевизоры стали появляться только года три-четыре спустя». Приятное впечатление осталось у него и от церковной службы в Успенском соборе: «Церкви были открыты для посещений, я всегда любил слушать песнопения, поэтому с упоением слушал! У нас в Гавриловке тогда не было еще храма...».
Побывал Георгий Сергеевич и на футбольном матче в Лужниках, играла молодежная сборная СССР. Игра наших ему не понравилась, но то, что видел вживую известных футболистов, хорошо запомнилось.
После возвращения домой участников фестиваля приглашали в школы и детский дом с отчетом, зрители слушали с огромным интересом. Незабываемое впечатление от такого яркого события осталось у Акулины Ивановны и Георгия Сергеевича на всю жизнь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

51