Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

20.04.2015 08:50 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 20.04.2015 г.

О вере, любви и… футболе

Автор: Ольга СИЛИВАНОВА

Так повелось, что жизнь священнослужителей проходит как-то особняком, их мысли, чаяния, судьба для окружающих – тайна за семью печатями.
Настоятель Свято-Троицкого храма иерей Александр (Галевич) не вписывается в эти стереотипы своей общительностью, постоянной – не смиренной, а лучистой – улыбкой. Накануне светлого праздника Пасхи наша беседа со светлым человеком – отцом Александром.

– Отец Александр, как Вы пришли к вере и почему стали священником?


– Я родился и вырос на Украине. Семья у нас была верующая, правда, не до фанатизма, но заповедь Господа «шесть дней делай дела свои, а седьмой посвяти Богу» – исполняла. Каждое воскресенье мы ходили в наш старенький, но очень уютный храм, где мои бабушка и дедушка пели на клиросе. Мне очень нравилось бывать в храме. И уже лет в шесть-семь я бабушке заявил, что буду батюшкой.


Подростком я стал пономарить – прислуживать священнику при богослужении. Даже звонарем немного был. Конечно, были насмешки и со стороны детей, и со стороны взрослых, но аккуратные, незлые. Например, если я набедокурю в школе, мой учитель Степан Назарович всегда говорил: «Ты же возле попа ходишь, а плохие дела делаешь!»


После школы я поступил в лесотехнический техникум. И был у меня друг Андрей, который в то время уже учился в музыкальном училище. После окончания училища он не мог определиться, куда ему идти: в семинарию, где уже преподавал его старший брат, или в консерваторию. Однажды мы шли, разговаривали, и Андрей спросил у меня совета: куда ему все-таки поступать? Вот тут и был переломный момент в моей жизни, промысел Божий. Я, не задумываясь, выпалил: «Если ты поступишь в семинарию, я после техникума тоже пойду в семинаристы». Так оно и вышло, мы вместе учились в семинарии.
После семинарии я поступил в духовную академию, после первого курса женился. Так, наверное, и закончил бы академию на очном отделении, но к нам в гости приехал кум из Сибири – из Юрги – и предложил поехать с ним, да и Владыка Софроний принимал с радостью священников в Кемеровскую епархию. Я подумал: а почему бы и нет? Сначала меня определили служить в Таштагол, но пока мы с женой ехали в поезде, меня перенаправили в Ленинск-Кузнецкий. А через полтора года я приехал в Гурьевск, где служу вот уже девять лет.

– Что такое в Вашем понимании вера?


– Я отвечу не своими словами, а высказыванием, которое прочитал в духовной литературе и которое полностью определяет мое понимание веры. «Вера – это возможность полностью доверять Богу и быть уверенным, что Бог тебе поможет». Поможет во всех ситуациях – и когда ты его благодаришь, и когда ты его о чем-то просишь.


Поверить и довериться – очень сложно. Мы людям-то в жизни не всегда доверяем, а довериться тому, кого мы не видим, тяжелее, а еще сложней – поверить, что он тебе поможет.


Когда я был ребенком, ходил в церковь и уповал на Бога, тогда моя вера была неосознанная, детская. К настоящей вере я пришел, когда стал взрослым. Вера в человеке растет по мере того, как человек растет духовно. Вера – это дерево, которое в младенчестве семечком сеется в человека, прорастает и в течение жизни разрастается все больше и больше. Но веру в себе надо взрастить самому.

– Верующих, которые постоянно бывают в церкви, молятся, называют прихожанами. А есть еще захожане – те, кто приходит в храм лишь иногда. Каких у Вас в храме больше?


– В нашем храме прихожан становится все больше. Захожан можно отнести к церковной категории «оглашенных» – людей, которые готовятся к принятию крещения. Эти люди тоже готовятся стать прихожанами. Например, среди молодежи много захожан, но со временем они станут прихожанами, потому что времена сейчас в стране нелегкие. А церковь по опыту знает, что человек в трудностях своих начинает становиться ближе к Богу. Скорбь и гонения всегда приводят к Богу.


Ходить в храм и верить в Господа – это не мода, как многие думают, это жизнь подталкивает человека идти к Богу, верить. Это спасительная нить, за которую хватается каждый.

– Посещение церкви – показатель истинности веры? Или можно верить «на дому»?


– Представьте себе: человек очень хочет пить, и хотя на улице идет дождь и воздух влажный, он все равно идет к колодцу, чтобы напиться. Вот и ответ на ваш вопрос: в доме вроде бы есть и иконы, и молитвы, и тишина, но человек все равно идет в церковь, потому как только там есть сосредоточие благодати Божией.


Верить в Бога надо везде и всюду. Надо взять себе за правило: прожил день, потрудился – поблагодари Бога. Но не забывать о храме: пока человек сам себя не заставит регулярно ходить в храм, посещение церкви не станет для него потребностью. И время на богослужение найдет каждый, надо только захотеть. Не получилось прийти на праздничное богослужение – приди в церковь просто так, поставь свечку, постой, подумай. Этим ты делаешь добро для себя.
Церковь – школа духовно-нравственного воспитания. Может ли мирской человек без школы стать грамотным? Да, в какой-то степени. Он самостоятельно сможет научиться писать, читать, считать, но полноценного образования не получит.
Церковь – особое присутствие благодати Божией. Молиться в церкви легче. Скажу почему. Вообще, молитва – самый тяжелый труд на свете, потому что очень тяжело молиться и быть в молитве, чтобы тебя не отвлекали посторонние мысли. Так вот, в церкви молятся сразу десятки, сотни верующих. А Господь говорил: «Где соберутся двое или трое во имя Мое, там и Я посреди их».

– Почему в мире так много зла, и Бог не остановит насилие? Если Бог есть, то почему Он не исполняет наши просьбы?


– Господь зла не создавал, все зависит от самого человека. Господь создал свободную волю человека – мы вправе свободно мыслить, что-то делать. Но Бог ограничил человека своими заповедями – нравственными законами. И как только человек начинает что-то делать вопреки заповедям, он тем самым начинает делать зло и отходить от Бога. Люди отворачиваются от Бога, благодать народ оставляет, происходит зло, начинаются войны и катаклизмы. Это как если у человека начинает ослабевать иммунитет, то он начинает болеть. Войны даны для вразумления людей. Это не Бог, это люди сами себя наказывают. Но без помощи Господа народ не вылечится сам никогда. Господь все видит, всех любит, прощает…

– А всех ли Господь любит одинаково?


– Господь абсолютно всех людей любит одинаково. И если кто-то сильно болеет или же в жизни человека возникает одна проблема за другой – это не значит, что Бог отвернулся от него. Есть такое понятие – нести свой крест. Если к вам приходит горе, это следствие причины. А причина могла быть в вас или ваших родителях и прародителях, вплоть до седьмого колена. Возможно, они в своей жизни совершили большой грех, за который расплачиваетесь вы. Поэтому мы должны думать о том, как наши грехи отразятся на наших детях и внуках, и жить праведно.


Все люди рождаются в равных условиях, но Господь дает всем разные таланты, разные возможности. И с каждого спросит по-разному. Если ты работаешь дворником или слесарем, то с тебя один спрос, если ты руководитель или градоначальник, то ответ перед Господом ты будешь держать совсем другой.

– В православии считается, что надо доверять совести, а не сердцу. Как отличить голос сердца от голоса совести?


– И голос сердца, и голос совести идут в одной параллели, они могут быть праведными – не противоречить заповедям Божиим. Но голос сердца может быть и греховным, если подталкивает нарушить нравственные заповеди, а вот голос совести – никогда. Совесть – а это и есть глас Божий – никогда не подскажет так, чтобы это противоречило нравственным заповедям. Например, говорят, что материнское сердце подсказывает всегда правильно. Но подсказка эта не всегда совпадает с нравственными законами. Например, надо бы ребенка попросить помочь грядки прополоть в огороде, а голос материнского сердца говорит, мол, он и так устал, из школы пришел, да дома еще уроки делать, пусть отдохнет, я и сама справлюсь. Думает мать, что правильно делает, а на деле воспитывает лентяя, которому потом в жизни трудно будет.

– Если человек в земной жизни счастлив, богат и благополучен, то значит ли это, что он грешник и обязательно будет в аду?


– В священном писании говорится, что богатому человеку очень сложно войти в царствие Божие. Но и богатые, успешные люди могут делать и делают добрые дела – помогают бедным и больным людям, ходят в церковь, молятся. Надо уметь правильно относиться к богатству. Не быть зависимым от денег, не ругаться и не драться за каждую копейку. Надо помнить, что как Господь дал, так может и отобрать все в один миг. Ничего нет нашего на этой земле. И счастье не в деньгах.

– А что такое счастье для Вас?


– Для меня счастье – это стабильность в семье, на работе, на службе. В последнее время заметил за собой, что я радуюсь благополучию и радости другого человека. Это довольно сложно для человека, а я научился это делать, и это для меня тоже счастье. Я радуюсь, когда делаю добро другим, помогаю просто так. Все это как маленькие вспышки, но такой огромной энергии, что они заряжают меня на долгое время.


Недавно мой знакомый пожелал мне в день моего рождения РАДОСТИ. И я понял, что будет в жизни радость – будет и счастье!

– Быть духовным наставником – значит вести человека по жизни, быть ответственным за его судьбу. Насколько это трудно?


– В священном писании есть слова, которые относятся к каждому священнику: «Живу уже не я, а живет во мне Христос». Тяжело это или нет – быть духовным наставником, я не могу объяснить, потому как это неведомо людям. А я ведь человек. Духовничество заключается в том, чтобы наставлять с помощью Бога. Господь мне и помогает. Я сам не понимаю, как Господь дает мне вразумительные ответы на все вопросы людей.

– Отец Александр, Вы – молодой мужчина. Ваш сан вам помогает или мешает в жизни?


– Минусов в том, что я священнослужитель, уж точно не вижу. Наоборот, сан священника дает мне некую мудрость, выдержку, терпение, смирение. Сан меня ограничивает в плохих делах. Например, я не могу ругаться, злиться – это уже плюс.


Интересно то, как на меня реагирует молодежь. У молодых людей уже сложился стереотип священника – старого, бородатого мужика. А я-то совсем другой. И когда парни и девушки видят меня в шортах и майке, гоняющего по спортзалу мяч или же играющего в теннис, искренне удивляются: мол, это вы? Однажды после футбольного матча шестнадцатилетний паренек узнал, что я священник, и так смутился, что говорить не мог. А что тут такого? И мне ничто мирское не чуждо. Молодежь это даже радует, у них возникает ко мне доверие, а это очень хорошо.


Мой сан дает плюсы не только мне, но и окружающим – это некий тормоз для плохих дел. При мне стараются не злословить, не ругаться, не курить, не пить – тем самым делают добро и себе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

198