Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

27.03.2015 10:52 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Русский крест» глазами акушера-гинеколога

Автор: Татьяна Копытова

Сегодняшнее состояние демографии в России называют катастрофическим. Случилось так, что взлет смертности сошелся в одной точке с обрушением рождаемости. Две зыбкие кривые пересеклись накрест, символически обозначив отступничество нынешних поколений от самого простого, чем они обязаны своей земной жизни – деторождения и заботы о здоровье.

Демография – в первую очередь проблема социальная, а не медицинская, но акушеры-гинекологи – это те люди, которые, общаясь со своими пациентками, не хуже социологов знают эту проблему. Моя собеседница сегодня – врач акушер-гинеколог с более чем 30-летним стажем Татьяна Михайловна Черепенникова.

– Тысячи, а, может, и миллионы лет люди производят на свет себе подобных – рожают детей. Но статистика неумолимо говорит нам о снижении рождаемости и даже демографической катастрофе. Татьяна Михайловна, что же изменилось у людей в подходе к деторождению?


– Ситуацию за 30 лет я могу оценивать по своей практике, и первое, что хочется отметить – женщины стали позже рожать первого ребенка. Конечно, совсем юные мамы тоже есть, но тенденция увеличения возраста впервые рожающих женщин налицо. Есть немало женщин, которые уже в зрелом возрасте рожают второго, третьего ребенка – это очень хорошо. Мы в карточке обязательно записываем обстоятельства наступления беременности, и зачастую эта запись выглядит так: беременность желаемая, планируемая, с предгравидальной подготовкой. То есть основная масса людей стала планировать свою семью.


– Что это за предгравидальная подготовка? Прежде, конечно, тоже родителям советовали готовиться к рождению ребенка заранее: вести здоровый образ жизни, заниматься спортом,  больше гулять…


– Такая подготовка желательна и актуальна сегодня для того, чтобы беременность наступила в относительно здоровом организме женщины. Есть такие заболевания, состояния, которые проявляются во время беременности, когда увеличивается нагрузка на организм.  Лечить при беременности их будет проблематично из-за риска навредить ребенку, поэтому предгравидальная подготовка предполагает предшествующий беременности прием препаратов. Например, это фолиевая кислота, которая прописывается и мужу, и жене: она благотворно влияет как на репродуктивную функцию женщины, так и на семя мужчины, снижает риск развития у ребенка спинномозговой грыжи, гидроцефалии, других мозговых заболеваний.


– Бытует мнение, что беременность, роды – это своего рода перезагрузка организма женщины, он омолаживается.


– Это утверждение справедливо для здоровых женщин. А если есть какие-то проблемы – их лучше предупредить, исключить. Возможно, в детородный возраст вступило новое поколение, не такое крепкое, что были до него, и потому такая подготовка стала актуальна. Не надо сбрасывать со счетов и то, что наука не стоит на месте – чего-то раньше не знали, на что-то не обращали внимания. Мы, например, сейчас не пользуемся некоторыми препаратами, которые раньше были в ходу при сохранении беременности: новые исследования ученых показали, что некоторые из них не дают нужного эффекта. Когда мы сейчас кладем женщин в стационар на сохранение, они, особенно на маленьких сроках беременности, порой возмущаются: положили, а не лечат, дают одну валерьянку. Но есть так называемый лечебно-охранительный режим: женщина не стоит у плиты, о ее состоянии переживают, ее любят, носят передачи… И это срабатывает – уже на второй день заметен эффект. Без каких-либо лекарств, которые могут и навредить.


Татьяна Михайловна, Вы сказали, что женщины стали позже рожать. А есть ли какой-то оптимальный возраст для того, чтобы стать мамой?


– Считается, до 18 лет организм женщины  еще не созрел для полноценного вынашивания беременности, психологические факторы – тоже против столь раннего деторождения. Однако уже после 35 лет возрастает риск развития у ребенка болезни Дауна, грубых хромосомных патологий – трисомий. Мы сейчас – опять же спасибо науке – обследуем всех женщин, делая им биохимический скрининг, который позволяет уже на ранних сроках распознавать подобные отклонения. Именно поэтому мы призываем женщин вставать на учет на ранних сроках беременности: скрининг делают на 11-14 неделе. У нас были случаи, когда после проведения скрининга приходилось беременность прерывать.


– Мы уже писали недавно, что число абортов в последнее время резко сократилось. Но ведь не сошло на нет, хотя арсенал противозачаточных средств огромен.


– Абортов действительно стало меньше. Когда спрашиваешь женщин 60-70 лет о количестве родов и абортов, чтобы занести в карту,  как правило, это двое-трое родов, а абортов, как они говорят, много – 25-30. Молодые тоже нередко говорят, что абортов было много, но это «много» – 5-6. И сегодня у женщин случаются обстоятельства, из-за которых они хотят избавиться от беременности: нет мужа, тяжелое материальное положение, поздний возраст. Мы никому не отказываем, права не имеем, но я всем говорю: лучше предупредить нежелательную беременность, чем потом грех на душу брать. Ведь беременность – это такое таинство: встречаются две клеточки, соединяются, системы закладываются так, как надо…


– Татьяна Михайловна, Вы столько лет работаете, и неперестали этому удивляться?


– Нет, к такому нельзя привыкнуть. Кажется, будто кто-то свыше всем этим управляет, и нам вторгаться в это, губить – нельзя. Не случайно же аборт практически во всех культурах, религиях – тяжкий грех.


Но мало того, что мы губим уже зачавшуюся жизнь, организм женщины, в котором уже все органы  и системы настроились на вынашивание беременности, на работу «за двоих», испытывает огромный стресс. Аборт наносит огромный вред организму женщины, даже если не случились его самые страшные последствия – воспаления, бесплодие.


Поэтому надо всегда думать о возможности наступления беременности, и если она нежелательна, всегда пользоваться контрацептивами. Тем более что сегодняшние противозачаточные препараты 3-4 поколения – менее агрессивные, у них мало побочных действий, они даже приносят положительный эффект, оказывая хорошее влияние на кожу, волосы, ногти. Некоторые женщины боятся прибавки веса, но кому быть толстым – тот толстым будет и без таблеток, а кому быть худым – и от таблеток не располнеет, ведь противозачаточные препараты сами по себе не вызывают прибавки в весе, они просто повышают чувство голода. Я по этому поводу  в шутку советую покупать вместе с таблетками скотч – рот заклеивать…


– В начале нашего разговора Вы сказали об изменениях в подходах к деторождению в семьях, но только о положительных моментах. Наверняка есть и другие, которые привели сегодня  к печальной статистике вымирания нации.


– Конечно, они есть. И это не только признанный всеми низкий уровень жизни, который останавливает многих от рождения второго ребенка.
Представьте: женщина работает у индивидуального предпринимателя неофициально. Знает, что если забеременеет, хозяин ее выставит на улицу. И она ничего никому не сможет сказать, не сможет побороться за свои права, потому что не оформлена. Ни тебе работы, ни соцпакета – как рожать? То есть материальная база играет большую роль при планировании семьи.
Но опять же, для кого-то этот фактор не является определяющим. У меня сейчас наблюдается женщина со второй беременностью, оба с мужем – детдомовские, ребенку полтора года. И педиатры говорят, что она очень хорошая мама, очень ответственная, она мне звонит по несколько раз на дню… Неправильно думать, что хорошо можно воспитать ребенка только на золотом диване, пусть лучше мама будет золотая, и дети будут счастливы и вырастут хорошими людьми. Материальные проблемы всегда были, есть и будут, это не повод для того, чтобы отказываться от того, что заложено природой – продолжения рода.
У людей произошла переоценка ценностей. Если когда-то в обществе дети считались самой большой ценностью, то сейчас каждый выбирает для себя ценности, определяет приоритеты, и у некоторых ими оказываются шуба, машина, поездки за границу, карьера, и считается, что ребенок будет этому мешать. Наметилась тенденция, когда мужчины категорически не хотят иметь ребенка, вплоть до ультиматумов – или я, или ребенок.


Так что очень часто если одного ребенка еще рожают, то по поводу  второго или третьего выискивается тысяча причин, чтобы не рожать.


– А я не представляю, каково это – быть одному в семье. Мы с братом погодки, росли как близнецы, и сейчас у меня нет лучше друга, чем он. Случается что-то – помогаем друг другу, поддерживаем, когда за родителями стал нужен уход, тоже все делили пополам.

– Тут и про стакан воды в старости уместно вспомнить. Раньше, когда семьи были многодетными, не было столько одиноких стариков. И те молодые родители, которые пытаются «сэкономить» на ребенке, сами не заметят, как подойдет старость. Но менять что-то будет поздно.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

522