Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

21.01.2015 08:32 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 20.01.2015 г.

Научите ребенка «орфографическому» чтению

Автор: Ольга СИЛИВАНОВА

Если ребенок в школе часто допускает ошибки при письме, эту проблему необходимо срочно решать. Грамотность не возникает самостоятельно, она формируется, а помочь ребенку ее сформировать могут и должны не только педагоги, но и родители. О том, как родителям воспитать ребенка грамотным, расскажет учитель-логопед Центра психолого-педагогической реабилитации
и коррекции г. Гурьевска и Гурьевского района Галина Вениаминовна Мельникова.

– Психологи утверждают, что одно из самых главных правил для родителей – ошибка не должна фиксироваться в сознании ребенка. Если ребенок спрашивает, как правильно пишется то или иное слово, надо сразу говорить правильный вариант, а не допускать фраз типа: «здесь пишется не «а», а «о».
Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты, тексты для которых можно брать из учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: «Здесь пиши «о», а здесь надо писать «е». Не акцентируйте внимание на неправильном написании слова, проговаривайте слово правильно. Небольшие диктанты можно проводить каждый день. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание.


Есть еще один очень действенный способ научить ребенка писать грамотно (кстати говоря, этот способ поможет научить писать грамотно и взрослых). За основу берется теория известного в 19 веке ученого Д.И. Тихомирова, который писал: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем».


Ребенка нужно научить так называемому «орфографическому» чтению. Что это значит? Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок научится бегло читать, о слогах он уже не вспоминает, и вот тут, чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги. Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем.
В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Потом, когда ребенок сталкивается с этими словами на диктанте, он мысленно проговаривает их правильно, а, следовательно, и правильно пишет.


Такое «чтение грамотности» должно быть тоже регулярным. Во время занятий родители должны обязательно следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово, и поправлять его. Например, если слово «который» школьник произнес так, как мы обычно говорим, то есть «каторый», то родителям надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать это слово. Также можно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре.
С детьми в возрасте до 10 лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 минут в день. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше 10 лет можно заниматься чуть больше – примерно 15 минут.


Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные, потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания. И уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

213