Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

11.12.2014 08:10 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 08.12.2014 г.

Простые истины хирурга Пищальниковой

Автор: Ольга СИЛИВАНОВА

На большом зеркале в квартире Элеоноры Петровны Пищальниковой красной помадой выведено – «80!!!» Оказывается, это она сама в день юбилея написала, чтобы не забывать про свой возраст. Сесть перед зеркалом губы подкрасить или прическу сделать и увидеть, что ей уже 80 годков. Ведь ни людям, ни ей самой в это не верится…

Если врачом – то только хирургом


Элеонора родилась в семье военного. Все детство – постоянные переезды, новые города, новые школы. За семь лет учебы девочка сменила семь школ. У нее даже друзей-то не было, не успевала с кем-то сдружиться.


Шестой класс Элеонора закончила на Сахалине, а потом отца перевели в Эстонию. Полмесяца в дороге – и снова новая школа, которая находилась в 15 километрах от поселка, где они жили. Поэтому на семейном совете было решено отправить дочку в Ленинградское медицинское училище осваивать профессию фармацевта.


После окончания медучилища Элеонора вместе с другими выпускниками поехала в Казахстан. Там начинали строить канал им. Сталина, и на стройке нужны были аптечные работники, медики. Когда стройку остановили, Элеонора все равно осталась там жить и работать в аптечном пункте.


«Мы тогда были молодые, озорные, решения принимали быстро, – вспоминает Элеонора Петровна. – Один мой знакомый собрался ехать в Ашхабад поступать в политехнический институт и предложил мне вместе с ним поехать поступать в медицинский. Я, не раздумывая, согласилась. А когда на третьем курсе выбирали специализацию, я твердо решила стать хирургом. Лечат все врачи, а спасает жизнь именно хирург – что может быть благородней?»

Оставим жалость на потом


В 1960 году молодой специалист Элеонора Петровна приехала в Салаир. В то время в больнице работала легендарный хирург Наталья Николаевна Воскресенская. Три года на фронте она оперировала раненых, порой под обстрелом, на передовой. Фронтовая закалка давала знать о себе и в мирной жизни: Наталья Николаевна была очень строгая и требовательная ко всем, но никто на нее не держал зла, понимали, что она права. А Элеонора Петровна мечтала быть хоть немного похожей на этого гениального хирурга и прекрасного человека и все рвалась в операционную показать, что она может и умеет.


Но первое время молодого хирурга к самостоятельным операциям не допускали, доверяли лишь крючки держать. Элеонора Петровна жила недалеко от больницы, поэтому договорилась с медсестрами, чтобы они ей звонили, как привезут больного с проходными, несложными травмами, прибегала и зашивала, обрабатывала, перевязывала раны. Хотела как можно быстрее руку набить и самостоятельно оперировать.


Первая операция Элеоноры Петровны была по удалению аппендикса, и она отлично с ней справилась. Потом операции пошли одна за другой, и на протяжении двадцати лет изо дня в день она стояла за операционным столом, избавляя людей от боли, а подчас и спасая им жизни.  


То, что у хирурга во время операции должны быть холодные голова и сердце, Элеонора Петровна поняла с годами, а сначала было столько слез, переживаний… Лучше от этого никому не становилось, ведь в профессии хирурга главное – не жалость, а ясность ума, глубокие знания, быстрота принятия решений, выверенность движений рук. А пожалеть пациента можно уже потом, когда он очнется от наркоза.


За свою врачебную практику Элеоноре Петровне приходилось спасать жизни даже африканцам: в конце восьмидесятых ее мужа отправили в длительную командировку на золотодобывающий рудник на «черный» континент.
«Мы жили в русскоязычной деревне, а в двух километрах жили африканцы, – рассказывает Элеонора Петровна. – Ко мне не раз приходили местные врачи с больными, чтобы я осмотрела и подсказала варианты лечения. Их языка я, конечно, не знала. Хорошо, что все медики знают латынь. На латыни, отдельными словами и фразами, и объяснялись».
 
Учиться всю жизнь


Всю жизнь Элеонора Петровна следовала главному правилу, которое когда-то ей подсказал опытный хирург: перед любой операцией, даже самой простой, накануне внимательно прочитай ход операции, потому как можешь натолкнуться на любое осложнение, и надо быть готовой ко всему. Она читала книги, выписывала медицинские журналы, чтобы углубить уже имеющиеся знания и получить новые, наука-то не стоит на месте. Поэтому разбуди её среди ночи, спроси, в каком порядке та или иная операция делается – сразу все расскажет без запинки.


Но от неожиданностей хирург все равно не застрахован. От некоторых воспоминаний даже сегодня по спине Элеоноры Петровны бежит холодок. «Однажды привезли больного с ножевым ранением в пах, – вспоминает она. – На первый взгляд, ничего сложного. Поначалу рана была спокойная (кстати, этого и боятся хирурги), а как только рану расширили, началось сильное кровотечение. Почему – непонятно. Рана очень глубокая. Что внутри раны, не видно, а надо знать точно, ведь перевязать можно так, что потом и ногу отнимут». Операция шла долго, Элеонора Петровна и еще один хирург по очереди выбегали, чтобы полистать книги, понять, что не так. Звонили в Кемерово, в сосудистую хирургию, советовались. И справились, операция прошла успешно.


За годы работы в больнице Элеонора Петровна поняла еще одну истину: даже самый гениальный хирург не может быть Богом – лишь его руками. Жить или не жить – решает сам больной. Она вспоминает, как женщина после операции по удалению аппендикса вдруг решила, что пришел ее смертный час, и хотя операция прошла успешно, и ее жизни ничего не угрожало – стала на глазах угасать и через несколько дней умерла. А другой больной – тяжелый, перенесший две операции, с сомнительными прогнозами – так цеплялся за жизнь, так за нее зубами держался, что выиграл в этой схватке.

Ради жизни


В комнатах у Элеоноры Петровны висят картины, сделанные в технике матерчатой аппликации. «Это я уже сейчас от безделья стала заниматься рукоделием, – говорит она. –  Конечно, некоторые делают аппликации на машинке, а я люблю руками шить, это очень кропотливая, но приятная для меня работа: надо иголкой шить, ниточки завязывать – работу хирурга напоминает…»
Вспоминая свою жизнь, Элеонора Петровна с гордостью рассказывает о любимой работе, о семье, о трех замечательных сыновьях, восьми внуках и двух правнуках. Но рассказ начинает перемежаться слезами: «Я ведь дома-то и не бывала практически, – говорит она. – Работала на полторы ставки, постоянные ночные дежурства, в выходные тоже в больнице пропадала. Сыновей воспитывала по телефону. А младший так скучал по мне, что прибегал в больницу, садился на диван в ординаторской и молча смотрел, смотрел на меня, а у меня комок в горле стоял, но больных ведь не бросишь…»


Да что там говорить, вся семья страдала. Представьте предновогодний вечер: Пищальниковы ждут гостей, накрывают стол, но тут звонок из больницы… В тот вечер привезли с огнестрельным ранением десятилетнего мальчика, которого нашли лишь через восемь часов после трагедии – обмороженного, с начинающимся воспалением легких. Двое суток врачи не спали, боролись за жизнь мальчика, но спасти его так и не удалось. Домой тогда Элеонора Петровна пришла только вечером 2 января. И ей было не до веселья.


Почти полвека Элеонора Петровна отработала в медицине. Много оперировала, была заведующей хирургическим отделением, вела прием как хирург, травматолог, онколог. За годы работы хоть раз да лечила практически каждого второго салаирца. До сих пор горожане при встрече говорят: «Элеонора Петровна, вы меня помните? Вы мне аппендикс удаляли» или «А помните, как вы меня после аварии к жизни вернули?». Да где она всех запомнит! Только улыбается в ответ.


В соседнем доме живет мужчина, которому сорок лет назад Элеонора Петровна спасла жизнь. Мальчишка тогда напоролся животом на ржавый гвоздь в заборе.  Операция длилась несколько часов, но мальчишку спасли. С тех пор он мимо никогда не пройдет, всегда спросит, как здоровье, поинтересуется, чем помочь. И каждый раз говорит, что живет до сих пор только благодаря Элеоноре Петровне. А большей благодарности ей и не надо.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

257