Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

16.04.2018 15:54 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 16.04.2018 г.

Педагогика с акцентом

Автор: Александра Харитонова

Работа с иностранными языками нередко накладывает на человека особый отпечаток: «иностранцы» и выглядят как иностранцы — освоение другой культуры расширяет и меняет восприятие мира, даже если жизнь протекает в России, в маленьком сибирском городке, таком, как Гурьевск. Моя собеседница – учитель школы №11 Татьяна Сергеевна Баталова умеет радоваться тому, что у нее есть, и открыта всему новому. Вот уже 16 лет она преподает детям английский язык, а в марте стала лауреатом регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года-2018». С чего же началась ее школьная история?

Истоки успеха

«Почему я стала учителем?» — этот вопрос Татьяна Сергеевна сама себе задавала не раз. Причин, наверное, было много. Сегодня она помнит только одну — любила учиться.

В детстве Татьяна частенько возилась с куклами. Рассаживала их возле себя, что-то им объясняла, рассказывала о том, что нового узнала за день в школе. А поговорить всегда было о чем. Информацию Татьяна схватывала на лету, и в самых, казалось бы, простых вещах видела нечто удивительное.

В средних классах у девочки появились предметы-фавориты – химия и английский. Ее приводили в восторг лабораторные работы, формулы, пробирки с разными жидкостями, которые, как по волшебству, меняли цвет. Но еще больше ей нравился английский. Во многом из-за учительницы, которая всегда придумывала на уроках что-нибудь необычное, например, устраивала театральные постановки. Бывало, делила класс на группы и в каждой назначала консультанта, который проверял остальных учеников, ставил оценки, делал замечания. Татьяна всегда была среди наставников. Помогать кому-то в учебе ей было по душе. «Школу я окончила в Усть-Каменогорске, там же поступила в Восточно-Казахстанский государственный университет на факультет иностранных языков, — вспоминает Татьяна Сергеевна. — Проскальзывала мысль, что нужно поступить в Санкт-Петербург, где в то время на фармацевта училась моя старшая сестра, но родители сказали: «Дочка, с деньгами сейчас сложно. Не потянем. Учись-ка дома». Я осталась и не пожалела».

Учеба в университете Татьяне давалась легко, высокую планку, которую она установила для себя еще в школе, держала. За год прилежная студентка окончила сразу два курса экстерном, родители тогда говорили про нее: «Вундеркинд». Факультет, на котором училась Татьяна Сергеевна, был экспериментальный – студентов сразу готовили по двум специальностям: и для преподавания в школе, и для работы переводчиками. Изначально Татьяна больше склонялась к переводоведению, но все изменила первая практика в качестве учителя – любопытные глаза учеников, их робкие вопросы и радость от полученных пятерок. Выбор был сделан.

Неслучайные случайности

Как же молодая учительница оказалась в Гурьевске? «Дед мой родился в Алтайском крае, позже переехал в Гурьевск, работал на ГМЗ. Здесь же он познакомился с будущей женой – моей бабушкой, они поженились, долгое время прожили в бараке, — рассказывает Татьяна Сергеевна. — Поэтому, как только деду предложили работу на титаномагниевом комбинате и квартиру в Усть-Каменогорске, дедушка с бабушкой переехали». Родители Татьяны встретились в Усть-Каменогорске. И может быть, их семья так и жила бы в Казахстане по сей день, если бы не распад СССР. Тогда все, кто проживали на территории Казахстана, автоматически стали гражданами этого государства. А в планах у Татьяны была работа учителем в Петербурге или Москве, поэтому для начала надо было получить российское гражданство. Чтобы совместить приятное с полезным, Татьяна с семьей отправилась в Гурьевск — и документы оформить, и дальних родственников по материнской линии повидать. Здесь произошла встреча с будущим мужем — гурьянином, который по иронии судьбы тоже долгое время жил в Усть-Каменогорске, а после учебы в Новосибирске вернулся на малую родину.

В ногу со временем

В свое время я тоже училась у Татьяны Сергеевны английскому языку. Прошло почти пять лет с окончания школы, а я до сих пор помню тот день, когда она впервые пришла к нам на урок. Ее мягкая улыбка, прямая осанка, какая-то особая аристократичность в движениях, искорки в глазах, которые выдавали искренний интерес к каждому из нас, произвели тогда на нас, восьмиклассников, сильное впечатление. И с годами этот образ не ослабевал, становился только сильнее. Мы каждый раз с нетерпением ждали ее уроков, и Татьяна Сергеевна никогда нас не разочаровывала, всегда придумывала что-то интересное: то театральную постановку по «Приключениям Тома Сойера», то перевод любимой песни. «Чтобы учеба не была детям в тягость, нужно говорить на их языке – «быть в теме», проводить такие уроки, которые полностью захватили бы их внимание», — раскрывает свой секрет Татьяна Сергеевна. С новым поколением учеников, которые не мыслят своей жизни без гаджетов, общий язык учительница тоже нашла – дополняет свои уроки цифровыми заданиями, например, в прошлом году 11-классники снимали видео про свое жилье и выкладывали в блоги, с юмором комментировали посты друг друга – все на английском языке, конечно же. Чтобы дети лучше воспринимали иностранную речь на слух, использует преподаватель и метод «перевернутого класса», то есть, кроме традиционной домашней работы предлагает детям видео- и аудиолекции. Даже ненавистные для многих учителей телефоны Татьяна Сергеевна умудрилась превратить в помощников: используя специальные мобильные приложения, дети проверяют себя на знание английских идиом.

Тема «цифрового» обучения как раз и послужила основой для методических разработок, которые учительница представила на суд коллег на всероссийском конкурсе. По словам Татьяны Сергеевны, другие преподаватели отнеслись к нововведениям с интересом, что-то взяли себе на заметку. Даже в непредвиденных ситуациях она показала себя как настоящий профессионал: в сжатые сроки подготовила урок на тему, которую организаторы огласили лишь накануне выступления, и отлично провела занятие с кемеровскими лицеистами. Татьяна Сергеевна, смеясь, признается: «Не могу ничего делать спустя рукава, все, за что берусь, делаю на пределе возможностей». На победу Татьяны Сергеевны ее родные отреагировали бурно, долго твердили о том, как гордятся любимой мамой и женой.

Но несмотря на то, что со всеми заданиями конкурса она справилась на «отлично», говорит, что человек она вовсе не публичный, не конкурсный. Я мысленно не соглашаюсь: как же это может быть, учитель — и не публичный? Так не бывает! Но потом, вспоминая наши уроки, поняла, что имела в виду Татьяна Сергеевна, говоря о своей непубличности. А говорила она о том, что работает и всегда работала не ради наград и званий, а ради своих учеников. По крайней мере, их успехи радуют ее гораздо больше своих собственных.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

93