Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

07.08.2017 08:56 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 07.08.2017 г.

Чудеса на виражах

Автор: Татьяна Копытова

Считается, что мотоспорт возник вместе с изобретением мотоцикла в конце 19 века. Дело в том, что первые мотоциклы были встречены обществом с большим недоверием, и лучшим доказательством преимуществ нового вида транспорта производители посчитали соревнования «механических экипажей» в трудных условиях. Сегодня, спустя больше века, мотоспорт, конечно, остается «соревнованием машин», но все ярче проступает другая сторона этого вида спорта — мастерство гонщика, его личность, ведь заниматься мотоспортом сможет не каждый.

Первые шаги


История гурьевского мотоспорта насчитывает, конечно, не сто лет, всего чуть больше сорока. Как рассказывает председатель общественной организации «Мотокросс города Гурьевска» Василий Горбунов, завез «эту эпидемию» в город Петр Иванович Голунко, переделавший обычный мотоцикл в спортивный. Собственно, первые гурьевские гонщики все через это прошли, сами делали себе мотоциклы, пока они – настоящие, спортивные — не появились в спортивно-техническом клубе ДОСААФ. В числе первопроходцев этого вида спорта, кроме Петра Голунко, Василий называет Юрия Хохлова, Владимира Боровикова, Анатолия Шаманова – в конце 70-х их имена уже были на слуху, про секцию в городе знали. Именно тогда Василий Горбунов и пришел в секцию. «Дали мотоцикл, — рассказывает он, — если можно его так назвать: в углу валялась куча металлолома, сделал, начал ездить». Еще до армии смог завоевать «серебро». Когда, отслужив два года, вернулся, техника новая появилась, стало еще интересней. Потихоньку собралась команда – Юрий Аксенов, Сергей Вихарев, Александр Катков, Андрей Гнездилов, Алексей Брежнев и другие.


Тренировались, выезжали на соревнования, правда, больше внутри области, ДОСААФ был не особо богатой организацией, чтобы финансировать дальние поездки. На уровне области команда была на хорошем счету, было в ней немало призеров и чемпионов. Сам Василий трижды в экипаже с Александром Катковым становился чемпионом Кузбасса.
Всё рухнуло в 1992 году в перестроечной кутерьме: мотоциклы то ли продали, то ли растащили, и секция прекратила свое существование.

Второе рождение


Но тому, кого однажды задела эта «эпидемия», забыть мотокросс сложно, и Василий и его друзья по команде изыскивали возможности бывать на соревнованиях хотя бы в качестве зрителей. Смотрели и каждый раз вспоминали свою трассу: такой трассы, как в Гурьевске – удобной для зрителей — в области больше нет. Есть хорошие трассы, но мотоциклист поехал и пропал из виду, вынырнул в другом месте – и снова пропал. А зрителям, что же, за ним бежать? А наша трасса вся просматривается с одной точки, можно всю гонку посмотреть, не сходя с места.
На одних таких соревнованиях Василий встретился со старыми друзьями, с которыми в прежние годы соревновался на областных соревнованиях. Поделился мечтой вернуть мотокросс в Гурьевск, те посоветовали, с чего начинать, куда обращаться. Вернувшись в Гурьевск, Василий встретился с В.Д. Котовым, который тогда возглавлял здесь «Единую Россию», вместе пошли к председателю райсовета В.С. Прохоренко, тот ухватился за идею, уже втроем поехали к президенту федерации мотоспорта, и первые соревнования состоялись.

У наших ни одного мотоцикла не было, но эти первые соревнования после долгого перерыва означали главное: в Гурьевск возвращается мотоспорт. «Ничего не было – ни винта, ни гайки», — вспоминает то время Василий. Но у мотогонщиков 70-80 годов было огромное желание возродить былой интерес к этому виду спорта, плюс — они нашли ощутимую поддержку в лице В.С. Прохоренко. Организовать мотогонки не просто: необходимо присутствие пожарных, врачей, требуется подготовка трассы, и многие вопросы все эти годы решались именно с участием Владимира Семеновича.

Сейчас эстафету у него приняли председатель райсовета А.В. Просеков, первый заместитель главы района Д.С. Якушев, председатель комитета по физкультуре, спорту и молодежной политике Т.С. Каргополова, трассу помогают делать глава Гурьевска М.В. Поданев, руководители предприятий, помогают в организации соревнований предприниматели, и мотогонки стали в Гурьевске самым ожидаемым событием каждого лета.

Вершина спортивной пирамиды


Завтра, 5 августа, на нашем мотодроме пройдут чемпионат и первенство Кузбасса. Гурьевская команда примет участие, правда, не во всех 11 классах, а в шести. Есть некоторый недокомплект в команде – нет маленьких гонщиков. Причем ребятишки тянутся: как рассказывает Василий, на велосипедах, мопедах пытаются проехать трассу, трамплины, демонстрируют свои умения. «Это неправильно, велосипеды и мопеды не предназначены для гонок, — говорит Василий, — и если мы даже заметим какие-то способности у ребенка, без родителей мы с ним заниматься не станем – не имеем права». Надо, чтобы родители, во-первых, купили ребенку мотоцикл, а во-вторых – сопровождали его на тренировках. Начинать лучше в 5-8 лет, можно и позже, лет до 16-и, но результаты будут уже не те.


Чем хорош этот вид спорта? «Нужно иметь хорошую физическую подготовку, и чтобы голова работала», — так определяет Василий. Необходимость физической подготовки наверняка ни у кого не вызывает сомнений, и по поводу «головы» Василий не слукавил: ученым удалось установить, что мотоциклетная езда положительно сказывается на мозговой деятельности. Водителям такого вида транспорта приходится в течение пути обрабатывать большое количество информации и быстро принимать решения. В среднем скорость реагирования мозга на поступающие данные увеличивается на 12 процентов. «Я бы всем водителям посоветовал заниматься мотоспортом», — заключает Василий.


Почему именно этот вид спорта особенно предпочтителен для детей? О том, что спорт – это здоровье, знают все. Но всем ли родителям удается заставить ребенка каждый день делать зарядку, физические упражнения? Нет и еще раз нет. А техника, мотоциклы привлекают детей и подростков, и, начав заниматься мотоспортом, ребенок будет делать зарядку без напоминания.
Мотоспорт находится на стыках многих видов спорта: гонщикам во время разгона, торможения, прохождения поворота нужна сила мышц, как у велосипедиста; выносливость, как у легкоатлета; ловкость и координация, как у гимнаста, потому что надо постоянно поддерживать равновесие мотоцикла в любой ситуации. Так что его не случайно называют вершиной спортивной пирамиды.


Понятно, что у некоторых родителей вызывает опасения травомоопасность этого вида спорта. Но она не выше, чем, скажем, в хоккее или гимнастике. «Ситуации бывают разные, случается, волосы шлем на голове поднимают, — шутит Василий, — и падал, и переворачивался, но Бог пасет». А следом рассказывает про 12-летнюю Настю Сенникову, у которой во время прыжка с трамплина заклинило мотоцикл. Ходила в школу с синяком в пол-лица, и пацаны наверняка завидовали…
Мотоспорт, по словам В.А. Горбунова, «собирает человека в кучу»: надо и думать, и уметь многое. Он требует большой собранности и организованности. Даже когда гонщик ремонтирует мотоцикл, у него ключик к ключику разложены, каждую детальку он промоет, протрет. Надо следить и за мотоциклом, и за экипировкой. И вот так, постепенно, прививаются и собранность, и организованность, и аккуратность.

И также постепенно из пацанов вырастают нормальные парни, надежные мужчины. Все, по словам Василия, кто занимался мотоспортом, нашли себя в жизни. И этому есть объяснение. Во-первых, они с детства знали машину, умели что-то делать своими руками. Во-вторых, их воспитывал мотоклуб, а не улица. Сейчас самому старшему мотогонщику 68 лет, младшему – 8. И если этот самый старший увидит, что самый младший ведет себя недостойно или мыслит не так, разве он не наставит его на путь истинный?

Пожелаем удачи!


Как уже было сказано, в первых после долгого перерыва соревнованиях наши гонщики не принимали участие, хотя и были хозяевами турнира. Во вторых соревнованиях принял участие Владимир Чукин. Но это был гонщик-одиночка, команды не было. Потом стали кататься Олег Хмуров, Никита Трофимов и другие. Сейчас в Гурьевске есть команда, она уже набирает очки. У наших гонщиков есть яркие победы: экипаж Владимира Каткова и Александра Моисеенко становился чемпионом Сибирского Федерального округа, Настя Сенникова завоевывала «бронзу» на соревнованиях Сибирского Федерального округа и «серебро» в Кузбассе…


Завтра наши гонщики выйдут на старт чемпионата и первенства Кузбасса. Хочется пожелать им удачи, а всех гурьян пригласить поболеть за наших. Вдруг окажется, что мотоспорт – это как раз то, чего вам в жизни не хватает?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

127