Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

11.07.2017 11:05 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 11.07.2017 г.

Призвание - отдать себя работе без остатка

Автор: Елена Беседина

Признаться, я очень волновалась перед встречей с Ниной Никитичной Тараско — легендой гурьевской педагогики, Заслуженным учителем РСФСР. Она до сих пор остается примером Учителя с большой буквы, бессменным авторитетом для коллег и своих бывших учеников. Она ушла на заслуженный отдых в 1995 году, в том же году я пробовала себя в педагогике и, сама не понимая, как мне несказанно повезло, вела уроки в том самом кабинете в школе №10, в  котором более 30 лет преподавала Нина Никитична. Теперь я уверена, мне помогали сами стены, которые были просто напитаны энергетикой, силой, знаниями и талантом этого педагога. И вот появился повод встретиться с Ниной Никитичной лично – 10 июля ей исполняется 85 лет. Придя к ней, я увидела на столе горы грамот, благодарственных писем, открыток, фотографий, памятных буклетов и поняла: ей есть что мне рассказать, встреча обещает быть очень интересной.

Учиться, учиться…


Нина с отличием окончила 7-й класс в Сосновской школе и вместе с подружками поехала поступать в педагогический техникум, но подружки не поступили, взяли только ее одну. Ей бы радоваться, а она в слезы: «Как же я там одна буду?» Забрала документы и — домой. 8 класс 10-й школы уже был заполнен до отказа – 53 человека, и еще девчонка из Сосновки просит принять ее. Но не принять было нельзя – в аттестате одни «пятерки». Нину взяли, но как будто и не замечали на уроках, у нее даже учебников не было. Вечерами она ждала, когда одноклассники, живущие поблизости, выучат уроки, брала у них учебники и сидела над ними до трех часов ночи. Ближе к концу первой четверти Нину начали вызывать к доске. Однажды ее спросили сразу на всех уроках, и она получила шесть «пятерок», а потом еще написала сочинение по «Слову о полку Игореве» так, что учительница диву далась… В общем, и ученики, и учителя наконец-то заметили девочку на последней парте и удивились: откуда она, пережившая, как, собственно, и другие ребята, все тяготы военного времени, успела столько узнать и столько прочитать?

Военное детство


Старшие сестры, а всего в семье было пятеро детей, научили Нину читать, когда ей было 5 лет. В годы войны вместе с эвакуированными ленинградскими ребятишками в Сосновку привезли богатую библиотеку, и Нина читала редкие, с великолепными иллюстрациями издания произведений Пушкина, Лермонтова… Читать, конечно, приходилось летом поздно, в сумерках, а зимой — перед открытой дверкой печи.
Военное детство – это трудное и голодное время. Колхоз в Сосновке до войны был богатейший, здесь имелись свои пашни, огромные парники для овощей и плодопитомник. В войну все это хозяйство легло на женские и детские плечи. 8-9-летние девчонки высаживали в парники помидоры и огурцы и носили воду с реки для поливки. А на плодопитомнике им доверяли собирать крыжовник. За один трудодень надо было собрать 25 килограммов ягоды. Дети есть дети, они успевали накупаться, наиграться и собрать крыжовника полторы нормы. Нина Никитична вспоминает, что собранную ягоду и овощи увозили в госпитали, которые находились в 10-й школе и в Доме отдыха.


Приходилось ребятишкам полоть рожь и картошку – каково это, голыми руками рвать осот, Нина Никитична помнит до сих пор. А еще она помнит, как ездили к раненым с концертами, всегда по хозяйству помогали всем своим деревенским и ходили гурьбой за грибами. Она и сейчас знает все сосновские тропки. Сколько было собрано там грибов за всю ее жизнь! Нина Никитична – знатный грибник и, признается, очень любит огород. Но эта любовь пришла уже позже, а тогда копали саранки, варили суп из пучек, чтобы не умереть с голоду, и ждали победу. Семье, где все держалось только на матери, которая работала дояркой, было тяжело.

Судьба отца


«Папа, — рассказывает Нина Никитична, — был арестован как враг народа в 1937 году». Оказывается, соседка, зная, что у отца в Гражданскую войну без вести пропал брат, написала донос, что, якобы, тот живет в Германии и пишет письма своему брату-«шпиону». Из зависти написала, чтобы разрушить эту дружную семью, сломать жизнь хорошему, доброму человеку. В тот день, вспоминает Нина Никитична, они всей семьей ходили на ключ за водой, домой вернулись, а у ворот – чужие лошади, в доме все перевернуто. Отец успел только кожанку на плечи накинуть и все… Домой он вернулся только через 17 лет. Тогда в деревне арестовали десять человек – председателя колхоза, бухгалтера, таких же бригадиров, как и отец Нины. Выжил в этой мясорубке только он один. Первые три года семья ничего не знала о нем. Потом разрешили переписку, в годы войны отец работал на военном заводе в Свердловске, и мать даже ездила к нему повидаться. Отца реабилитировали после дела Берии. Нина Никитична вспоминает, как он вернулся домой — крепкий, сильный. У него, говорит, была военная закалка, он в свое время и Первую Мировую войну прошел, и Гражданскую, воевал в партизанском отряде, не раз в лицо смерти смотрел. Потому и здесь выдюжил.
Отца в деревне любили. Он всем помогал просто так, не за деньги, был мастер на все руки – мог стеклить, строить, бочки делал. И при этом был очень начитанный. В доме всегда были книги. Нина Никитична с гордостью вспоминает, как отец потом был неразлучен с внуком, ее сыном Олегом. Они могли ночи напролет что-то обсуждать, спорить, потому что оба безумно любили читать и были очень любознательны.

Трудный путь к мечте


После школы отличница Нина поехала поступать в Томский университет на исторический факультет. Экзамены она сдала хорошо, но ее не взяли. В характеристике было красным подчеркнуто: «Отец взят по линии НКВД» (в то время отец еще отбывал срок, он вернулся, когда Нина была на 3 курсе). Вернулась домой вся уреванная и пошла устраиваться на работу в родную школу №10. Директор Андрей Андреевич Веселов объяснил, почему ей не надо поступать на исторический, и взял ее в школу вожатой. Именно в качестве вожатой Нина Никитична сделала свои первые шаги в педагогике. И это были довольно смелые шаги: она была признана лучшей вожатой области и стала участницей областной конференции. Тогда вожатая Нина поняла совершенно отчетливо: ей очень нравится работать с детьми. А в то время, между прочим, в школе училось 1200 детей, было 32 класса, 15 пионерских отрядов.


На следующий год она опять поехала поступать, но уже на факультет русского языка и литературы. И в этот раз приемная комиссия тоже не могла сразу решиться принять дочь «врага народа». На ее сторону тогда встал секретарь комсомольской организации института, который, заглянув в ее аттестат и характеристики, сказал: «Кого же нам тогда брать, если не таких, как она?» И ее приняли.

Возвращение к родным пенатам


После учебы Нина Никитична с мужем Анатолием Кондратьевичем, который тоже был учителем и преподавал географию, астрономию и историю, по распределению попали в Проскоковский совхоз Юргинского района. Это для нее очень памятное время. Первых своих учеников она называет «золотым» классом – это были очень активные, инициативные ребята, с которыми ей было бесконечно интересно работать. Она возглавила в совхозе «Клуб любителей искусств» и приглашала на занятия представителей Новосибирской киностудии, кузбасских поэтов. К слову сказать, трое из ее «золотых» выпускников стали журналистами. Нина Никитична, будучи еще совсем молодым педагогом, начала давать свои первые областные методические семинары по обмену опытом. На одном из таких семинаров один из инспекторов воскликнул: «Ну, эта до министерства дойдет!»


В министерство Нина Никитична не стремилась, а вот вернуться в Гурьевск очень хотела. Тогда в семье Тараско уже росли двое детей, а помогать молодым супругам, бесконечно пропадающим в школе, было некому. Семья Тараско приехала в Гурьевск. Директор школы №10 Ольга Степановна Толмачева уже приготовила место молодому учителю русского языка и литературы. Это был 1963 год, и здесь ее тоже ждал «золотой» класс.

«Золотое» время


Я рассматриваю фотографии учеников Нины Никитичны на субботниках, на концертах, в походах, на встречах с интересными людьми и шефами-заводчанами, на спортивных соревнованиях и т.д., а Нина Никитична между тем рассказывает, как однажды подсчитала, сколько человек было задействовано в течение года в воспитательной работе ее класса.


Получилось 147! Кроме того, ребята собирали металлолом, работали в трудовых лагерях – а значит, у класса всегда были свои деньги и всегда была возможность вместе сходить в кино, на концерт, съездить на экскурсию в другой город.
«У меня был разработан перспективный план формирования личности на 7 лет вперед», – рассказывает

Нина Никитична. Причем в этом плане большая роль отводилась родителям. Родительские собрания, которые проводила Нина Никитична, вообще стали притчей во языцех, поскольку это были настоящие уроки воспитания – и детей, и взрослых. Родители ходили на собрания с общими тетрадями, накануне прочитав работы Макаренко или Сухомлинского. Собрания, как правило, вели сами родители, а Нина Никитична сидела на задней парте и, как и все остальные, участвовала в обсуждениях и спорах. Об успеваемости учеников она разговаривала с каждым родителем индивидуально. Когда гороно заинтересовалось методом работы педагога Тараско с родителями, ей предложили провести семинар для заведующих гороно всей области.


«Я работала в счастливое время», — говорит сегодня Нина Никитична и вспоминает, какие были теплые отношения с шефами – литейным цехом ГМЗ, какие были добрые и отзывчивые родители, какие были любознательные дети. Журналы «Юность», «Звезда», «Новый мир», «Наука и жизнь» всегда были на партах у ребят, всегда была куча вопросов и тем для обсуждения с учителем, и зачастую дополнительные занятия Нины Никитичны затягивались до позднего вечера.


Один из ее факультативов был посвящен богатству русского языка, она знакомила учеников с записными книжками писателей, учила их писать сочинения в разных жанрах на материалах краеведения. Одна из учениц Нины Никитичны, Галя Крижановская, тогда стала победителем Всесоюзного конкурса сочинений, и в «Учительской газете» был опубликован анализ ее сочинения, написанного в жанре лирического монолога.


Из того «золотого» класса трое стали учителями, пять ребят — инженерами, один закончил высшую школу милиции, трое — профессиональные музыканты. «Главное, чего я добилась в своей работе, — говорит Нина Никитична, – это то, что мои ученики стали хорошими людьми, самостоятельными, добрыми, разносторонними. У них у всех очень хорошие семьи».


Вехи


В 1973 году Н.Н. Тараско была удостоена знака «Отличник народного просвещения». В 1978-м она со своими лучшими учениками стала участницей литературного праздника, посвященного 150-летию Л.Н. Толстого, и защищала честь области в Ясной Поляне. Там она получила Диплом министерства образования II степени. В 1979 году Нина Никитична на Всесоюзных педчтениях в г. Челябинске представляла свой опыт по нравственному воспитанию детей. Всего ей трижды приходилось защищать честь области. В 1979 году ей было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Ей тогда было 47 лет.


Еще через три года институт усовершенствования учителей обобщил опыт Н.Н. Тараско по работе с молодыми учителями и присвоил ей звание «Учитель-методист», еще через четыре года ей вручили медаль «За трудовую доблесть». Это только основные вехи ее 40-летней работы в школе. За это время у нее было 13 выпусков, и в каждого своего ученика она вложила частичку души, в памяти каждого осталась Учителем – добрым, строгим, настоящим. 16 лет подряд каждое лето она работала в пионерских лагерях – сначала вожатой и старшей вожатой, а потом и начальником лагеря. После одного из непростых летних сезонов у нее случился первый сердечный приступ, ей тогда было только 27 лет. Но не дети были причиной срыва, а безответственность взрослых.


Нина Никитична беззаветно верит в то, что работа учителя – очень благодарная, ведь сколько раз по жизни ее бывшие ученики выручали, поддерживали добрым словом, радовали телефонными звонками. Какие замечательные люди ее окружали в школе, помогали и болели за ее успехи перед областными семинарами! Ей всегда хотелось отдать без остатка свои знания, опыт и любовь детям. И этот неиссякаемый источник творчества, энергии и доброты, уверена она, оттуда, из далекого нелегкого детства, от добрых и умных родителей, от бесконечного желания посвятить себя школе и выполнить свое наивысшее на этой земле предназначение — сеять разумное, доброе, вечное…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

100