Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

11.07.2017 10:11 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 11.07.2017 г.

В гостях у «робинзонов»

Автор: Татьяна КОПЫТОВА

Команда «Галямчики» во главе с капитаном Ариной Галямовой (в центре, в шляпе)

На берегу небольшого озерца за Салаиром, в притаежной зоне, где с одной стороны – поля, а с другой – вековые пихты, раскинулся палаточный городок. На первый взгляд, обычный, но на флагштоке реет зелено-белый флаг с надписью «Сибирская робинзонада». Ее придумали заместитель председателя Новокузнецкой городской организации Всероссийского общества инвалидов Ольга Зефировна Быкова и ее единомышленники, когда в начале 2000-х по телевизору стали транслировать программу «Последний герой». Острова у них не было, да даже если бы и был, не все до него смогли бы добраться в силу проблем со здоровьем, а вот островок «дикой» жизни в месте, удаленном от цивилизации — почему бы и нет? Сюда могут добраться даже инвалиды-колясочники, ведь «Сибирская робинзонада» — это слет для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В этом году он проводится в шестнадцатый раз, и первый раз – на нашей территории. Его идейный вдохновитель, организатор, координатор Ольга Зефировна говорит, что каждый раз они стараются выбирать новое место, потому что многие из участников слета в силу болезни мало где бывали, подчас все их жизненное пространство ограничивалось квартирой, и потому хочется показать им как можно больше красивых мест. Сама Ольга Зефировна – новокузнечанка, и юг Кузбасса они уже объездили весь. Там ведь особо не развернуться – город на городе, да еще и дачи. Стали искать другие места, в прошлом году слет принимал Крапивинский район, в этом году «робинзоны» гостят у нас.


Прежде чем я начну рассказывать об устройстве жизни в лагере «робинзонов», хочу, чтобы каждый из читателей спросил себя: готов ли он – в большей своей массе передвигающийся на своих ногах, видящий, слышащий и считающий насморк серьезным поводом залечь в постель – девять дней прожить в палатке? Наверняка таких наберется немного. А вот 52 инвалида, из которых 9 – колясочники, не боятся трудностей и сознательно подвергают себя испытаниям жизнью вне цивилизации. Причем принципиально – без волонтеров, все только сами. Зачем?
Сама себе я ответила на этот вопрос, когда все «робинзоны» встретили нас – а ездила я туда с заместителем главы Салаира Мариной Ивановной Суворовой и начальником орготдела Ларисой Владимировной Конышевой – под ярким тентом-«колокольчиком», каждая команда – в майках одного цвета и с эмблемой «Сибирской робинзонады», каждая – со своим названием, девизом, кричалкой. И – ни одного унылого лица, у всех улыбки до ушей, подшучивают друг над другом, открыты, свободны. Это и радость от общения, и осознание, что ты преодолел себя, что ты можешь, что рядом с тобой друзья, которые никогда не посмотрят на тебя косо.


Ольга Зефировна потом мне высказала свою точку зрения: «Самое большое, что здесь делается — это снимаются внутренние оковы, которые эти люди сами себе поставили, потому что окружающие, увы, бывают к ним очень жестоки. В этой скорлупе они скрывают и сердце, и душу, и когда скорлупа ломается, душа и сердце раскрываются». И действительно, общаясь с ребятами, я не видела физических недостатков этих людей, я видела их душу и сердце.


Они не просто отдыхают на берегу озерца, в лагере кипит жизнь. Во-первых, она кипит в буквальном смысле в котелках, потому что команды сами готовят себе еду – на кострах. Живут команды довольно автономно: каждая получает по приезду «рюкзак», закавычиваю это слово потому, что сюда входят еще и коробки с тушенкой, рыбными консервами, из этого арсенала и готовят. Со сладостями – отдельная история. Проще всего было их разложить в «рюкзаки», но у «робинзонов» так повелось, что их надо заработать. Вот это уже во-вторых: каждый день в лагере насыщен событиями, утром команды получают задания, вечером соревнуются в их выполнении, получают баллы, и в зависимости от их количества – сладости. Максимально можно заработать 6 баллов, но и совсем без баллов остаться невозможно, так что со сладким все, но в разном количестве. А стимул бороться – огромный! Даже если не любишь сладкое – каков азарт!


Весь день команды готовятся к вечерним конкурсам. Когда мы приехали в лагерь, «робинзоны» были озадачены сооружением скульптур – из камня, дерева, соломы и т.д., которые должны стать оберегом каждой из команд. А еще их вечером ждали «похвастушки» под шатром-«колокольчиком», песни у костра до самого отбоя, который тут случается часа в 4 утра, вместе с рассветом. И так – каждый день. Если затеяна театрализация сказок, то непременно вся команда должна принимать участие: будь ты хоть ветром, хоть былинку изображай – но участвуй! Для многих – это первый опыт театрализации, выступления перед аудиторией, а насколько это важно, можно и не говорить.


Здесь уместно сказать, на каком это уровне проводится. Среди «робинзонов» есть люди с высшим образованием, немало студентов, так что, когда Юлия Романова, дочь Ольги Зефировны и главный источник энергии и хорошего настроения в лагере, объявляет «робинзонам», что «вечером посмотрим, от чьего IQ развалятся отполированные вашими копчиками скамейки», это надо ждать битвы интеллектов, а не отгадывания загадок.


Конечно, меня заинтересовало, каким образом «робинзоны» собираются вместе. Ольга Зефировна говорит, что сейчас очень помогает интернет: люди общаются друг с другом, рассказывают, заинтересовывают других. Тут же она и посетовала на «всемирную паутину»: многие люди сейчас предпочитают виртуальную жизнь реальной, а что говорить про людей, которые заточены из-за болезни в четырех стенах – они очень этому подвержены, и их тяжелей вытянуть в другую жизнь. Кого-то из новичков приводят «старички», которые уже не в первый раз участвуют в Робинзонаде, к тому же Ольга Зефировна с единомышленниками в Новокузнецке объездила все высшие и средние учебные заведения, рассказывая о Робинзонаде, показывая ролики из жизни «робинзонов». И в этом году их собралось аж 52 человека. Много, но никому не отказали. «Ребята – замечательные, просто разные, с некоторыми – трудно», — говорит Ольга Зефировна.


Она очень мужественная женщина. Став 29 лет назад после травмы инвалидом (дочке Юле тогда был 1 год 3 месяца!), она, инвалид-колясочник, берет на себя ответственность за жизнь вне цивилизации других людей, физические возможности которых ограничил недуг. Более того – они ведь четыре сплава по рекам прошли! И Ольга Зефировна хорошо знает, как в таких делах важна дисциплина. «Юля – она добрая, все позволяет, — говорит она про свою дочь, — а мне нельзя». Когда мы сидели тесным кругом под шатром-«колокольчиком», все со смехом вспоминали, как на одной из Робинзонад ребята расшалились, до 7 утра песни горланили. Утром Ольга Зефировна имела с ними серьезный разговор, «втык» дала, как сказали «робинзоны». И они к вечеру сочинили частушку:
Опца-дрица-дри-ца-ца,
трое молодца
Засиделись допоздна,
а наутро молодца
Получили «зефирца»!


Так что Ольга Зефировна, несмотря на свое «сладкое» отчество, в вопросах дисциплины человек очень жесткий, и каждому может выдать «зефирца», который накопился в ее сердце, потому что она за всех в ответе, за всех переживает. Потому что это в первую очередь – безопасность людей, которые из-за недуга не все могут. Вот и внушает постоянно: в лес за дровами – только вдвоем, к костру тоже не всем можно подходить… В лагере – строгая субординация: сначала обращаешься к капитану, а уж потом – выше. Это разделение на команды и относительная их автономия тоже работают на дисциплину: во-первых, капитан чувствует ответственность за всю команду, а во-вторых, в команде все помогают другу друг, а в помощи – элементарной — встать, пройти — здесь нуждаются очень многие. Командный дух. Новое общение. Новая дружба.
В гимне «робинзонов» есть такие строчки:
Не можем жить мы так,
как прежде,
И снова поднимаем
паруса,
Плывем, плывем
на островок надежды,
И приключенья ждут,
и чудеса.

Главное в этом гимне, что все эти люди уже не смогут жить, как прежде, затворниками, и будут свою жизнь строить поиному, и каждый год собираться под зелено-белым флагом «Сибирской робинзонады», ведь в этом году из 52 участников слета всего 16 новичков, для остальных он уже стал необходим, как воздух. Потому что надо побыть «робинзоном», испытать эту нелегкую жизнь на вкус, чтобы потом не жить, как прежде, а искать в жизни новые пути, новые возможности.

Ольга Зефировна Быкова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

268