Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

03.07.2017 14:09 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 26 от 03.07.2017 г.

Когда под силу свернуть даже горы

Автор: Елена Беседина

Буквально на прошлой неделе областные средства массовой информации известили:
16 фермеров области из 52, подавших заявки, получили гранты на развитие хозяйств, причем самый большой грант на развитие молочной фермы получил предприниматель
из Гурьевского района. Я срочно напрашиваюсь к нему в гости и вот уже еду в деревню Саратовку. Меня там ждет Ислам Абубакаров.

История деревни


Вы знаете, где находится деревня Саратовка? Я не знала. Да и, по сути, деревни-то уже лет двадцать как не существует, даже на дорожном указателе вместо «Саратовка» ошибочно написано «Спартаковка». Раньше в этом райском месте на берегу реки Ур среди холмов и лесов было не менее сотни дворов, хозяйство принадлежало Ур-Бедаревскому совхозу. Когда совхоз приказал долго жить, там обосновалось подсобное хозяйство разреза «Шестаки», а когда и оно не выдержало кризиса 90-х, все перешло в частные руки. Но прежний хозяин, по всей видимости, не особо дорожил приобретенным добром, потому что все постепенно приходило в упадок.


В 2010 году на эту землю пришел житель с. Малая Салаирка Ислам Абубакаров, и работы здесь было невпроворот, так что первые результаты появились только в 2013-м. У него в аренде сегодня 1132 га земли. Он разводит овец, крупный рогатый скот, лошадей. Сам выращивает и заготавливает корма. Сегодня здесь он единоличный и полноправный хозяин. Я смотрю на все эти «саратовские» красоты, на фоне которых чернеют полуразрушенные стены нескольких брошенных деревенскими жителями домов, и спрашиваю хозяина: «Не одиноко?» Он улыбается: «О таком одиночестве можно только мечтать».

История фермера


По сути, Ислам Абубакаров – еще совсем молодой фермер, но у этого молодого фермера за плечами 25-летний опыт работы в строительстве. Я тоже удивилась тому, как строитель в одночасье стал сельхозпроизводителем. Хотя Ислам со мной не соглашается: он убеждает меня в том, что стал работать в животноводстве не «вдруг», это была его давняя, заветная мечта, которая, наконец-то, сбылась. Все эти 25 лет желание заняться сельским хозяйством росло и зрело, и наступил момент, когда решение – взвешенное, осознанное, подчеркивает Ислам, — было принято. Это был зов крови. Не иначе.


Ислам родился в Чеченской Республике, станице Калиновской. Его отец всегда держал большое хозяйство, и Ислам вырос с любовью в сердце к земле и животным. В 16 лет он приехал в Малую Салаирку, здесь жил его дядя, здесь Ислам и остался. После армии организовал свою строительную компанию (а это были беспокойные 90-е!) и за четверть века стал вполне успешным бизнесменом. В районе есть немало объектов, которые строил Ислам Абубакаров. Это и детский сад в Раздольном, который он капитально ремонтировал, и с нуля построенная котельная в том же поселке, это и жилые дома в Малой.


К тому моменту, когда он решил расстаться со строительным бизнесом, у него, казалось, было все – и деньги, и признание. Но плюс к этому и огромная усталость от бесконечных бюрократических проволочек, с которыми ему приходилось каждый день сталкиваться, от бесполезного хождения по кабинетам с целью выбить долги за свою же работу. С того времени у него сложилось четкое убеждение, что легче найти общий язык с животными, чем с некоторыми людьми. И выбор был сделан раз и навсегда. «Я знал, что дело, за которое я берусь, нелегкое, и будет непросто. Как говорится, в сельском хозяйстве богатым не станешь, а горбатым – обязательно», – смеется фермер, и добавляет: «Но я ни одной минуты не сомневался, что у меня все получится. Я знаю, нет ничего невозможного».

Дань традициям и собственной мечте


6-летний Ислам вместе со своим двоюродным братом, который был старше его на 5 лет, рубил на дрова старый срубленный дедом тополь. Тополь был огромный, и мальчишкам поддавались только небольшие сучья. В какой-то момент дед попросил старшего своего внука: «Руслан, сруби-ка вон ту ветку!» Это была очень толстая и крепкая ветка, и Руслан спасовал: «Я, наверное, дед, не смогу…» И тогда дед сказал такие слова: «Даже если тебе скажут толкнуть гору, никогда не говори: не смогу. От твоего желания сдвинуть ее, гора, глядишь, сама подвинется». Эти слова деда, а он был мудрым человеком, прожил 119 лет, маленьким семечком запали в душу Исламу и проросли большой уверенностью в то, что ему все под силу, даже если начинать приходится с нуля.


Уже на пастбище, где паслось его стадо овец, Ислам мне рассказал, что еще будучи строителем, он как-то купил у соседнего фермера барана на собственный день рождения. В тот день ему некогда было колоть этого барана, и он его закрыл в одном из рабочих помещений. А когда он пришел на следующий день, то вместо одного барана было уже три. Баран оказался ярочкой, которая ночью окотилась. У Ислама рука не поднялась колоть ни ярочку, ни маленьких ягнят. Он оставил их у себя, с этого и началось его овечье стадо.


Сегодня поголовье овец фермера Абубакарова насчитывает 260 голов, это с учетом того, что нынче он отдал 400 овец по областной программе поддержки малообеспеченных. В прошлом году весной его стадо насчитывало 960 голов, это, к слову, самое большое поголовье овец в Гурьевском районе. Всего за три года по областной программе управлению соцзащиты населения Абубакаровым было передано 1060 овец. Участие в этой областной акции – одна из возможностей реализовать животных. На самом деле, рассказывает фермер, продать шкуры, шерсть, мясо или животных в живом весе довольно сложно. Надежных каналов сбыта, по сути, нет. Например, в прошлом году, говорит, сжег три тракторных тележки овечьей шерсти – она была просто никому не нужна. Не секрет, что есть и предубеждение насчет баранины, любителей этого мяса в Сибири на самом деле немного.


Сегодня в семье Абубакаровых есть надежный помощник отцу и свой экономист с высшим образованием – сын Ислама Артур. Еще в прошлом году он на цифрах доказывал отцу, насколько не выгодно овцеводство. Ислам говорит, что воевали долго, но его было не свернуть: «Сколько не считай, овцы все равно будут». В этом упрямстве, наверное, и дань кавказским корням, где выращивание овец – костяк животноводства, а баранина – лучший деликатес восточной кухни, и увлечение «для души». Именно так называет свою нелегкую работу фермер.


Особая тема для разговора – это, конечно, кони. Если овцы – это увлечение для души, то кони – это вообще любовь всей его жизни. Все детство Ислама в станице прошло на конях, поэтому большая часть мечты заниматься сельским хозяйством была посвящена этим, как говорит Ислам, самым красивым животным.


Сегодня он безмерно горд своим пусть пока и небольшим табуном. Еще 5 лет назад у него было только три кобылы, три жеребенка и жеребчик. Сегодня уже 75 голов. Он их не продает, не зарабатывает на них деньги, он просто их разводит – чтобы были. И чем больше, тем лучше.

Деньги в дело


Вот мы и подошли к главной теме разговора – молочной ферме, которая благодаря областному гранту выйдет на новый виток…. Ислам Абубакаров пытался получить этот грант еще в 2014 году, но тогда не все получилось, «час икс» наступил именно сейчас. И сам фермер, видимо, дозрел, и помощь со стороны управления сельского хозяйства во главе с Е.Б. Новиковой и фонда по поддержке предпринимательства вместе с Т.В. Савиной была существенной.


Сегодня в хозяйстве Абубакаровых 112 голов крупного рогатого скота, 46 из них – дойные коровы. На грант Ислам планирует купить еще порядка 100 голов, приобрести технику для заготовки кормов и молочное оборудование, в том числе пастеризатор молока, чтобы выйти на рынок не с сырьем, а с готовым продуктом.


Фермер прекрасно понимает, что молочное животноводство – это не быстрые деньги, сюда еще нужно будет много вкладывать и сил, и средств, но, как подсказывает его опыт и как на этот раз показывают расчеты сына-экономиста, дело того стоит. А потому Абубакаровы полны оптимизма. За счет своих средств и своими силами строят откормочник для телят и коровник на 150 голов и вопреки тем, кто их делу предрекал скорый развал, верят в то, что это только начало.

Избранные


Безгранично верю в то, что люди, которые занимаются сельским хозяйством, обладают какими-то особыми качествами и владеют какими-то недоступными другим знаниями о жизни, о земле, о мироздании что ли… Как будто люди с другой планеты. Я, честно признаться, так и сказала Исламу: «Ненормальные!» Он посмеялся надо мной и в подтверждение моей «теории» поделился, что его сын два года и три месяца работал не то что без отпуска, а без единого выходного! А когда я спросила, не боится ли он, что сын, которому всего 25, в конце концов сбежит в город, он рассказал, насколько тот любит животных, никогда ни одну животину не оставит недокормленной или недопоенной, спасает всех больных и покалеченных, а когда поздно вечером приезжает домой, сначала наиграется с тремя ожидающими его с нетерпением кошками, а уж потом здоровается с домочадцами. И в этой «ненормальности» столько радости и жажды жизни, столько трудолюбия и ответственности, что понимаешь: это все искренне и по-настоящему — навсегда, без отпусков и выходных, без раздумий, сомнений и сожаления о сделанном выборе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

182