Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

07.04.2020 08:55 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Планшет М.А. Александрова

Автор: Елена Беседина

М.А. Александров со своими учениками, чувашпайскими ребятишками. 1948 год. Фото из планшета

Передо мной старый потертый планшет. По сегодняшним временам это настоящий раритет: документы в нем датированы не позднее 1949 года. Этой офицерской полевой сумке больше 60 лет. Принадлежала она нашему земляку Максиму Александровичу Александрову — человеку по своей природе очень аккуратному и деловому, потому что в этом планшете собраны фотографии, письма, всевозможные справки, заявления, характеристики, медицинские заключения – все, что этот человек считал для себя важным и необходимым.

Этот планшет попал ко мне благодаря жительнице деревни Чуваш-Пай Нине Петровне Зыковой. Она лично знакома с Людвигом Максимовичем — сыном Максима Александровича Александрова, который и сохранил документы отца. Нина Петровна посчитала своим долгом в канун 65-летия Победы и в канун 80-летия деревни Чуваш-Пай рассказать о человеке, который защищал Родину на фронтах Великой Отечественной войны, занимался просвещением деревенских ребятишек, и получила разрешение сына обнародовать документы из планшета отца. Нина Петровна доверила мне эти документы, чтобы я с ними ознакомилась, при этом взяв с меня честное слово, что не потеряется ни единая справочка, ни единая записочка из этого планшета. Для семьи М.А. Александрова эти вещи священны, они дороги им как память. Для нас же эти материалы – история края.

«Я, Александров Максим Александрович, чуваш по национальности, родился в 1915 году в с. Яндобы Камышинского района Чувашской АССР», – рассказывает о себе автор этих строк в автобиографии. «Рос в семье крестьянина-бедняка. Родители как до Октябрьской революции, так и после занимались крестьянством. В 1930 году переехали на постоянное место жительства в пос. Чуваш-Пай Сосновского сельсовета Гурьевского района», – пишет Александров. С того времени судьба этого человека будет так или иначе связана с Гурьевским районом. В автобиографии больше ни слова не сказано о его семье, но в планшете есть анкета для поступающих в Западно-Сибирский краевой торгово-товароведный техникум потребкооперации, из которой становится ясно, что мать Максима Александровича звали Акулиной, она была на 6 лет моложе отца, и в семье воспитывалось еще пятеро детей: Василий, Михаил, Евдокия, Елизавета и еще одна девочка, имя которой в старом документе не прочитывается, чернила расплылись.

Как становится ясно из автобиографии, в 1931-1932 учебном году Максим учился на 1 курсе Кемеровского педагогического техникума, но на второй курс ввиду болезни он не пошел. В 1933 году он работал в Чуваш-Пае, в колхозе им. Красной Армии, а в 1933-1934 годах там же так называемым ликвидатором безграмотности. В 1934 году Запсибрайоно он был направлен в Северный район, где работал учителем Прибелинской начальной школы. В планшете я нахожу такой документ: «Учителю Прибелинской начальной школы тов. Александрову. Для укрепления Алешинской начальной школы Вы назначаетесь заведующим указанной школы с 20 сентября 1935 года». И подпись: «Северный райисполком».

В 1936 году Александров снова приезжает в Гурьевский район, и вплоть до 1940 года он работает заведующим Чувашпайской начальной школы. В 1940-м он призывается в ряды Красной Армии. Его служба продлится до августа 1946 года.

Но прежде чем обратиться к военным событиям жизни этого человека, хочется еще отметить, что в планшете очень много документов его довоенного периода жизни, которые рассказывают о том, насколько образованный для того времени это был человек и как сильно он стремился учиться, как старался участвовать в общественных делах. Так, например, в студенческом билете заочника педтехникума стоят только хорошие и отличные оценки. Но его учеба, к сожалению, прервалась. Здесь есть еще аттестат народного комиссариата просвещения о том, что М.А. Александров окончил заочно Сталинское педагогическое училище. Это было в 1939 году. Здесь же удостоверение о том, что он окончил месячные районные курсы секретарей комсомольских ячеек при Культпросе РК ВКП (б), уведомление о том, что он, слушатель подготовительных курсов, направляется на лабораторную сессию. Одна из справок гласит, что Александров – студент Щегловского индустриального педагогического техникума — является ударником и дает 100-процентное выполнение учебного плана, одновременно ведя общественную работу. В 1934 году он вступает в профессиональный Союз работников начальных и средних школ Сибири и Востока. В 1937-м — участвует во Всероссийской переписи населения в качестве счетчика. Эти старые пожелтевшие странички документов, зачастую отпечатанные на обычных тетрадных листочках, рассказывают, насколько активно и интересно жил этот человек.

К сожалению, слишком мало информации о его военных годах жизни. В автобиографии он говорит о них достаточно скупо: «Принимал участие в Отечественной войне против немецких захватчиков в составе Ленинградского и II-го Белорусского фронтов». Из той же автобиографии нам становится известно, что он награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». О военных буднях рассказывают такие документы, как, например, «Вещевая книжка» старшего лейтенанта 946-го стрелкового полка от 2 ноября 1944 года, пропуск №1565 Военторга Херсонского отделения ТАВО капитана Александрова. На этом пропуске написано: «1. Передача пропуска другим лицам не допускается. 2. При утере пропуск не возобновляется». Этот документ не только был не утерян им, он хранится уже более 60 лет среди самых важных документов этого человека. 18 ноября 1945 года, как гласит еще один желтый листок бумаги, капитан Александров со ст. Свердловск назначен начальником эшелона с демобилизованными на поезд №504, следующий до ст. Новосибирск.

А еще среди деловых бумаг есть военные фотографии с изображением его боевых товарищей. На обороте снимков фамилии — Калинин, Гордеев, Чистяков, Кудесников, Семенов, Суслов. Большинство фотографий датировано 1942 годом. На одной из них даже запечатлен пикник на лесной поляне с однополчанами.

Я всматриваюсь в изображение Александрова, уже ставшего мне хорошо знакомым по его документам, и пытаюсь понять, каким он был человеком. Опять обращаюсь к материалам планшета, чтобы узнать о его человеческих качествах. Нахожу характеристику, данную ему, когда он еще работал заведующим Алешинской начальной школой. «Несмотря на свою молодость, Александров строит свои уроки методически правильно и имеет 90% успеваемости. Достигается это благодаря тщательной подготовке к урокам и каждодневной работе над собой. Александров является одним из лучших заочников педтехникума. Как заведующий школой он пользуется авторитетом не только среди учащихся, но и всего населения. Школа к новому учебному году готова, дрова заготовлены», — написано в той характеристике. И далее: «Районо и райком союза учителей начальной, неполной средней школы просит крайком союза направить тов. Александрова на курорт. За свой счет он купить путевку не может, так как имеет на иждивении 6 человек».

И вдруг я вижу треугольник полевой почты — единственный среди официальных бумаг и строгих документов, из которых я до сих пор пыталась выудить максимум информации об этом человеке и выстроить его биографию. Осторожно разворачиваю потертый на сгибах тетрадный листочек в клеточку, исписанный мелким почерком с кое-где потекшими чернилами. И сразу понимаю, что это письмо написано женщиной. «Здравствуйте, уважаемый Максим Александрович!..»

Не надейтесь, уважаемые читатели, ни одной строчкой более не обмолвлюсь, о чем было то письмо. Такова воля родственников М.А. Александрова, которые считают, что личная переписка Максима Александровича должна остаться в тайне. Скажу одно, это понятно и из письма, об этом говорили и односельчане Максима Александровича, в его жизни была большая любовь. Но жизнь у него с первой избранницей не сложилась, позже он женился на Анне Михайловне Белковой, 1921 года рождения. Ее муж погиб на фронте. И копия извещения о том, что «красноармеец Белков Николай Исаакович, уроженец Сосновского сельсовета Гурьевского района, д. Чуваш-Пай, в бою за социалистическую родину, верный воинской присяге, проявил геройство и мужество в боях под г. Воронежем и 19 июля 1942 года пропал без вести», также сохранена Александровым в его документах. Максим Александрович и Анна Михайловна воспитывали Людвига — сына Александрова от первого брака, который так свято сегодня хранит память об отце.

Было еще одно обстоятельство в жизни М.А. Александрова, которое во многом определило его судьбу, и можно с уверенностью сказать, привело к трагическому исходу жизни. Это его болезнь. Судя по документам, в начале 40-х Максим Александрович уже страдает тяжелым недугом. Медицинская справка старшего лейтенанта Александрова, выданная головным отделением полевого эвакуационного пункта, сообщает, что с 17 августа по 18 сентября 1943 года он находился на лечении в 156-м медсанбате. Правда, диагноз прочитать не удается. Справка окружного военного госпиталя №386 сообщает, что капитан М.А. Александров с 6 апреля по 15 мая 1946 года находился на лечении по поводу «гепато-ренального синдрома малярийного происхождения». О хроническом заболевании Максима Александровича мы узнаем из заявления главного врача курорта «Озеро «Шира», в котором он просит «обеспечить внеочередную продажу билета до Гурьевска тяжело больному тов. Александрову, страдающему язвой 12-перстной кишки». А вот выписка из его курортной книжки, датированной июлем 1947 года: «Состояние больного слабое. Боли в желудке не прекращаются. Изжога, тошнота, изредка рвота. Аппетит плохой. Головные боли продолжаются… Выписан без улучшения 23 июля 1947 года».

Максим Александрович Александров умер от тяжелой болезни в 1949 году. Ему тогда было всего 34 года. Такая короткая и такая яркая жизнь, в которой была работа, любовь к детям, была долгая война. Это был достойный человек, а значит, он по праву заслужил уважение и память.

Закрывая последнюю страницу планшета, я увидела под обложкой старый военный погон. Он без знаков отличия, без звездочек. Не сомневаясь в том, кому он принадлежал, я бережно взяла его в руки, как будто молчаливого рассказчика о тех тяжелых днях войны, о которых умолчал наш герой.

Неизвестный мне Максим Александрович Александров через 60 лет сумел достаточно много рассказать о себе, вызвать чувство сожаления о том, что судьба не отмерила ему чуть больше, и надежно укрепить уверенность в величии наших земляков, нашей кузнецкой земли. Отдавая планшет обратно в руки Нины Петровны и клянясь, что все до единой бумажки остались в целости и сохранности, я точно знала, что частичка энергетики этого сильного и умного человека осталась здесь, с нами, вместе со знаниями о нем.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22