Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

07.04.2020 14:05 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Кукушка» перестала куковать

Автор: Татьяна КОПЫТОВА

Снайперов и автоматчиков, притаившихся на деревьях, называют «кукушками» не только потому, что они, как птицы, сидят на ветках. Они, как кукушки, многим и многим нашим солдатам определяли, сколько им осталось жить. Мой дед Алексей Федорович Кожевников был награжден медалью «За отвагу» именно за то, что уничтожил «кукушку». В приказе о награждении говорится, что награждается он за то, что «в бою 23 июня 1944 года, когда стрелковые подразделения залегли под огнем противника, он обнаружил на дереве финского автоматчика («кукушку»), огнем из своего пулемета уничтожил его, чем обеспечил продвижение подразделения». Но продвижение подразделения важно для истории войны, а вот для его фронтовых друзей было в тот момент важнее, что смертоносная «кукушка» не оборвала их жизнь, потому что мой дед ее подстрелил.

На войну дед ушел в сентябре 1941 года, будучи уже, по сегодняшним меркам, многодетным отцом: старшему Борису (моему отцу – Борису Алексеевичу Кожевникову) на следующий день, как отец ушел на фронт, исполнилось 6 лет, Наде (Надежде Алексеевне Яшкиной) было 3 года, а Гале (Галине Алексеевне Храмцовой) – всего 3 месяца. Они и жена Елизавета Васильевна, Лизонька – как всю жизнь называл дед ее и в хорошем настроении, и в дурном — остались ждать его дома, в с. Ваганово Промышленновского района.

Пройдя 3-месячные курсы младших командиров, дед стал «дипломированным» пулеметчиком, командиром пулеметного расчета, старшим сержантом. Воевал он в составе 192-го отдельного лыжного стрелкового батальона 1063-го стрелкового полка 272-й стрелковой дивизии на Карельском фронте. Наши войска всю осень здесь не могли выбить финнов с занятых позиций, несли огромные потери, и попал дед туда, судя по всему, в составе пополнения в середине декабря 1941 года. Когда дивизия была пополнена, вновь были предприняты попытки наступления, но дивизия опять понесла большие потери и успеха не добилась ни на одном участке фронта. Дед, не любивший вспоминать войну в ее натурализме как неизбежную цепь убийства человеком человека, однако рассуждал иногда о закономерностях тех провалов и потерь. Что такое лыжник Алексей Кожевников из села Ваганово и финн, который чуть не с пеленок встал на лыжи? Прекрасная подготовка, оснащение – у финнов вместо валенок были бурки и еще крючки, и если по ним открывали огонь, то они просто ложились на лыжи и с помощью этих крючков уходили. Увы, финны были больше готовы к войне, чем наши войска, на первых порах больше служившие «пушечным мясом».

Почти три года дивизия вела оборону на рубеже реки Свирь, а с 21 июня 1944 года приняла участие в Свирско-Петрозаводской операции, именно тогда дед и завоевал «медаль отважную». За время наступления дивизия прошла около 200 километров, освободила 115 населенных пунктов, форсировала 8 водных преград. С ноября 1944 года дивизия стала воевать в составе 2-го Белорусского фронта, дед прошел с боями Польшу, принимал участие в освобождении Гдыни, за что имеет благодарность от главнокомандующего И.В. Сталина, а войну закончил в Германии. Но не 9 мая, а 18-го – на острове Рюген в Померании. Этот остров был крупной военно-морской базой фашистов, и хотя по свидетельствам историков гарнизон острова сдался без боя нашим войскам еще 4 мая, по их же свидетельствам военные действия там продолжались до середины лета 45-го.

В сентябре 1945 года дед был демобилизован, в 1951 семья перебралась в п. Апрелька. У Алексея Федоровича и Елизаветы Васильевны после войны родилось еще четверо детей, то есть всего они вырастили семерых, и все они – достойные, заслуженные люди. Дед работал на Апрельском карьере – бурильщиком, начальником пожарного караула, сторожем склада взрывчатки – я до сих пор помню, как мы по лесу ходили к нему «на динамитку». Дед мастерски катал валенки, сам в них ходил и зимой, и летом. А еще всегда рассказывал анекдоты, юморил, подсмеивался над собой и над окружающими… В голову не приходило спрашивать – а как там было, на войне? Ведь он все четыре года был на передовой (где еще может быть пулеметчик!), дважды был ранен, контужен…

Кроме медали «За отвагу» дед награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», знаком «Отличный пулеметчик», которым, как написано 21 мая 1942 года в Указе Президиума Верховного Совета СССР об учреждении этого знака, награждались особо выдающиеся пулеметчики.

…Когда самый младший сын Сергей мальчишкой, а потом уже и вернувшись со службы в армии, допытывался: «Пап, а ты сколько немцев-то поубивал?», дед отвечал: «Я не убивал». Трудно сейчас сказать, почему дед так отвечал, может, потому, что убийство – это грех, а дед стрелял не убийства ради, а ради защиты своей жизни, спасения своей семьи, свободы, Родины. На войне – как на войне…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

29