Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

06.04.2020 14:26 Понедельник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Жить не иначе, как с верой в любимых

Наш земляк Василий Иванович Бутаков был призван на фронт в 19 лет. На протяжении трёх лет – с 1942 по 1945 год – он защищал нашу Родину.

Единственный сын

Василий Иванович родился в 1923 году в семье крестьян в селе Хмелевка Алтайского края. В то время было принято иметь много детей, и молодые супруги Бутаковы не думали, что будут исключением среди односельчан, но жизнь уготовила им другую судьбу – растить единственного сына Василия. Смерть нещадно забирала у них одного за другим всех детей ещё в малом возрасте, поэтому Василий был единственной отрадой для родителей и старался оправдывать их надежды, рос трудолюбивым и послушным, был во всём помощником.

В 1930 году Бутаковы решили переехать в Салаир – в город, который активно строился, где нужны были рабочие руки. Отец Василия владел плотницким ремеслом, он легко нашел здесь работу и имел хороший заработок.

В Хмелевке Бутаковы распродали всё хозяйство. Как вспоминает Василий Иванович, оставили только одну лошадь, на которой и перевезли нехитрое имущество в Салаир. Было Василию тогда 7 лет. В тот же год мальчик пошёл в школу. «Учился в школе №24, – рассказывает ветеран. – Она была недавно отстроенная – новая, как и весь город».

После окончания школы Василий от военкомата был направлен в Беловский аэроклуб на учёбу, а в декабре 1942 года молодого пилота направили в авиашколу учиться на лётчика боевых машин. После трех месяцев учёбы лётчиков направили по военным частям. Шестнадцать человек, в числе которых был и Василий Иванович, были откомандированы под Сталинград, где располагался военный корпус. Здесь было ещё одно распределение. «Наша четвёрка попала в село Дубовское, сразу в действующую армию», – вспоминает ветеран.

Боец воздушной авиации

Василий Иванович летал на штурмовике ИЛ-2. Первый вылет на задание молодого стрелка штурмовой авиации стал боевым крещением – именно тогда, над Новороссийском, он принял свой первый воздушный бой. «Всего было восемь машин, – вспоминает Василий Иванович, – я был в четвёрке командира звена Павла Архипова».

А потом были бои ещё и ещё. Трижды самолёты, на которых воевал Василий Иванович, сбивали вражеские зенитные пушки – над Таманью, Керчью и Калининградской областью. Падали машины, к счастью, на своей территории. Один раз, правда, чуть не угодили в лапы к врагу, но лётчику всё же удалось посадить самолёт в трёхстах метрах от линии фронта. «Кругом грохотали взрывы, мы были, как на ладони, – вспоминает ветеран. – Машину тряхнуло, она стала разваливаться на глазах, сразу отлетели плоскости, а лётчик сильно расшибся о приборную доску». Василий Иванович не пострадал. Опытные лётчики ценились на вес золота, потому на место падения самолёта тут же подоспела «скорая», раненого отправили в госпиталь, стрелка – на запасной аэродром, а оттуда – в его военную часть.

Сейчас Василию Ивановичу 88 лет – годы многое стёрли в его памяти, но события 9 мая 1945 года он хорошо помнит. В тот день командованию ВВС Красной Армии уже было известно, что фашистская Германия объявила о капитуляции, но несмотря на это штурмовая авиационная эскадрилья, бойцом которой числился Василий Бутаков, была направлена на задание. Бойцам было велено неукоснительно соблюдать приказ «не стрелять». Накануне здесь, на западе Латвии, исторически известной как Курляндия, и в воздухе, и на земле шли, не стихая, ожесточённые бои. Некоторые населённые пункты переходили из рук в руки по нескольку раз. Но 9 мая наступила тишина. Наши штурмовики покружили над передовой и без единого выстрела вернулись на свой аэродром. «Мы посадили машины, — с улыбкой вспоминает Василий Иванович, — и расстреляли все снаряды в воздух – так встретили Победу».

В фотоальбоме Василия Ивановича среди семейных фотографий хранится его служебная характеристика за подписью командира авиационной эскадрильи майора Васильева. Пожелтевший и местами порванный на сгибах листок сообщает о нашем земляке: «За время боевых действий произвёл 172 боевых вылета, за что удостоен высоких правительственных наград – орденов Отечественной войны I и II степеней и Красной Звезды, медалей «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».

Родные души

После окончания Второй мировой Василий Иванович ещё два года нёс военную службу. Штурмовиков отправляли домой, только когда приходила смена – молодые лётчики, окончившие лётные училища. В 1948 году пришла пора и Василия Ивановича возвращаться на родину, где его с нетерпением ждали родители.

Работать по профессии Василий Иванович не захотел. «В войну достаточно налетался», – шутит ветеран. До самой пенсии трудился фрезеровщиком на Салаирском руднике, получил звание ветерана труда. Жену нашёл такую же работящую, как и он сам. «На покос поедем на весь день, – рассказывает Василий Иванович, — моя Анна Андреевна работает наравне со мной». Всю свою жизнь прожили они в своём доме, держали огород и большое хозяйство – коров, нетелей, поросят. Воспитывали двоих детей – сына Александра и дочь Полину.

Так шла мирная жизнь, но фронтовых будней и своих товарищей Василий Иванович не забывал. Особенно крепко дружба связала его с командиром звена Павлом Архиповым. Они переписывались, Василий Иванович бывал у него в гостях в Саранске, а ещё боевые товарищи не раз бывали на встречах фронтовиков в Курляндии – там, где воевали они в последние дни войны, где вместе встретили Великую Победу.

Сейчас боевого товарища уже нет в живых, нет и Анны Андреевны, сын погиб во время ликвидации аварии на электроподстанции, но Василий Иванович говорит о них так, словно эти родные ему по крови и по духу люди до сих пор живы. «Мой командир», «мой сын», «моя Анна Андреевна», — тепло повторяет ветеран, перебирая фотографии. Наверное, думать так научила Василия Ивановича война. Ведь невероятно страшно на протяжении трёх лет ежедневно брать штурмом вражеские укрепления, смотреть смерти в глаза, узнавать о гибели своих товарищей и жить с мыслью, что их больше нет с тобой, их не вернуть. И ты, стиснув зубы, давишь на гашетку пулемёта, заставляя отступить врага, убраться с твоей Родины, и хочешь верить в то, будто близкие люди всегда рядом с тобой. Приходит мирное время, а ты уже не умеешь жить по-другому, ты навсегда остаёшься защитником слабых, веря в то, что души твоих любимых тоже находятся рядом.

В семейном архиве В.И. Бутакова хранятся фото близких ему людей и газетная заметка о нём 1977 года

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

37