Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

21.04.2020 10:16 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 20.04.2020 г.

Погиб в бою под Смоленском

Автор: Нина Петровна Зыкова

Я хочу рассказать о своем дяде, участнике Великой Отечественной войны Василии Ивановиче Григорьеве. Воевал он недолго, всего около года. Когда в дом пришла похоронка, семья читала ее под черемухой, которую Вася посадил в детстве. Все плакали, по очереди обнимая дерево, как будто обнимая Васю…

Чувашская семья Григорьевых жила в д. Понтряжка, а когда образовалась деревня Чуваш-Пай, переехала туда. В семье росли шестеро детей — 4 сына и 2 дочки. Василий был младшим ребенком, его ласково называли «поскребышком». Моя мама (старшая сестра Василия) рассказывала, что Василек был очень смышленым парнишкой, веселым и музыкальным. Сам научился играть на гармошке, да так хорошо, что селяне всегда просили его поиграть на праздниках, свадьбах, вечерках. Но Василий не любил гуляний, он садился под свою черемуху во дворе дома и наигрывал любимые мелодии. А еще учил музыкальной грамоте местных мальчишек: привяжет их руки к своим и перебирает кнопки на гармошке.

Когда началась Великая Отечественная война, Василию исполнилось 17 лет. На фронт не брали, говорили: «Подрасти чуток. Вот через год исполнится 18, тогда и приходи». Так как у Василия было семь классов образования, устроился он счетоводом в колхоз им. Красной Армии. А в 42-м пришла повестка на фронт.

Никаких проводов не было, на скорую руку собрали рюкзак и в путь. Несколько месяцев в Новосибирске Василия и других новобранцев готовили к боевым действиям: учили собирать и разбирать автомат, метко стрелять. Отец пару раз приезжал к сыну повидаться: кто знает, что парня ждет на фронте? Увидятся ли они еще? Чувствовало родительское сердце, что эти встречи будут последними.

И вот эшелон с молодыми солдатиками двинулся на запад. Пока ехали на фронт, Василий отправлял домой открытки и письма, в которых успокаивал близких, что все спокойно, боев нет. «Ребята играют на гармошках, поют песни. Вот только смеха в вагоне не слышно. Не весело нам…»

Служил Василий в 49-м гвардейском стрелковом полку, 16-й стрелковой дивизии. Воевал под Смоленском. Домой писал часто, его письма были теплые, добрые. Василий своими весточками вселял надежду, что советский народ победит, что солдаты, которые гибнут в боях, навсегда останутся в памяти поколений. Последнее письмо до сих пор хранится в семье. «Сижу под деревом и пишу вам письмо. Погода отличная, светит солнышко, поют птицы, даже слышно, как дует ветер. И тишина вокруг, аж тревожно. Но из-за горизонта показались тучи, оттуда же скоро пойдут и немцы. Нам предстоит сильный бой. Возможно, это мое последнее письмо. Я хочу проститься со всеми близкими мне людьми, на всякий случай. Прошу вас, не стоит плакать обо мне…» Но «похоронка» в дом Григорьевых пришла раньше этого письма.

Это был октябрь 1943 года. В районе села Верховье Смоленской области шли ожесточенные бои, в результате которых погибла почти вся стрелковая дивизия. Павшие в неравном бою солдаты похоронены в братской могиле в с. Верховье. Здесь лежит и Василий Григорьев. Ему было всего 19 лет.

… А черемуха под окном каждую весну наряжалась в белое платье, как будто ждала своего Васю. Мы семьей любили сидеть в тени ее пушистых веток, мечтать и вспоминать нашего героя, нашего Василька. Сейчас и черемухи той уже нет, а память жива!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

40