Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

20.04.2020 14:03 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 20.04.2020 г.

Он полз, спасая командира…

Автор: Александра Харитонова

Более 14 лет прошло с тех пор, как не стало ветерана Великой Отечественной войны Афанасия Ивановича Синяева. Фронтовик 40 лет отработал на Гурьевском металлургическом заводе, где, будучи заместителем директора по соцвопросам, делал все возможное, чтобы облегчить труд и быт металлургов. Оставил заметный след он и в истории Гурьевска – по инициативе Афанасия Ивановича началось благоустройство городского парка, была создана Аллея Героев. Но при всех своих заслугах ветеран до последних дней оставался человеком скромным, и лишь немногие знали, какой подвиг он совершил под Сталинградом…

Первые

испытания

Про свое детство Афанасий Иванович рассказывал мало. Известно только, что родился он в Алтайском крае в семье зажиточного крестьянина. Хозяйство было добротным, с большим поголовьем скота, за которым с малых лет приглядывал Афоня. Эта обеспеченность и сыграла с семьей злую шутку. После раскулачивания отца Ивана расстреляли большевики, а жену и трех маленьких ребятишек выслали на повозках со скотом в Томскую область. Но там семья пробыла недолго. После смерти матери трех ребятишек отправили в детский дом в Новокузнецке. Однажды во время прогулки Афоню заприметила женщина, которая, как стало известно позже, приходилась семье дальней родственницей. Она и забрала трех ребятишек к себе в избушку.

…В июне 1941 года 19-летний Афанасий получил повестку в армию. Медкомиссия тщательно проверяла каждого призывника, что породило немало слухов о том, что готовят новокузнецких ребят в самые элитные войска – авиацию. Однако все предположения призывников разбились в дребезги, как только тронулся товарный поезд, перевозивший новобранцев в Кировскую область. Командир объявил, что Афанасию и другим ребятам предстоит стать десантниками-парашютистами. Сроки на подготовку бойцов были сжаты до предела – на то, чтобы научить молодежь «шагать в небо» отводилось несколько месяцев.

Первые попытки командиров обучить ребят как правильно прыгать с парашютом оказались откровенно неудачными – раз за разом прыжки заканчивались гибелью солдат. Чаще всего в этом были виноваты сами новобранцы – небрежно относились к укладке парашюта, и в нужный момент тот не раскрывался. Но Афанасий к каждому прыжку готовился основательно, перепроверял стропы перед вылетом, потому что знал – он сам в ответе за свою жизнь. Конечно, случались и у него неудачные попытки: однажды, выпрыгивая из самолета последним, Афанасий зацепился мешком за крюк. Сослуживцы подтолкнули, но благоприятный момент для прыжка был уже упущен. От смерти парашютиста чудом спас ветер — отнес бойца в сторону от высоковольтной линии.

Забросили

в самое пекло

В январе 1942 года десантников перевели в Электросталь. Бойцов разместили в плохоньком бревенчатом домике. Спать приходилось на земляном полу, укрывшись солдатской шинелью. Но больше всего Афанасию Ивановичу запомнилась столовая под тканевым навесом, где за столами из плах ели десантники. Там в сильный мороз у многих бойцов за трапезой случались обморожения. Однако даже стужа не останавливала военную подготовку, и бойцы вновь и вновь совершали ночные походы и многокилометровые марш-броски.

Полученные навыки ведения боя пригодились уже летом. В августе 40-ю дивизию десантников перебросили на Сталинградский фронт на смену отступающим частям. Любые приближающиеся к городу эшелоны советских войск безжалостно бомбила фашистская авиация, поэтому дивизии Афанасия Ивановича пришлось продвигаться пешим ходом днем и ночью. Было тяжело, но все солдаты понимали, что счет идет на часы – враг рвется к излучине Дона, чтобы форсировать реку и окружить Сталинград. Десантники опередили немцев и встретились с советскими войсками. Узнав об этом, немцы усилили бомбардировку рубежей, на «бреющем» полете обстреливали позиции десантных войск, пытаясь посеять панику среди солдат. Но, несмотря на страх, дивизия не сдавала позиций, и скоро наступление фашистов было приостановлено. Позже ожесточенные бои продолжились на сопках вокруг донской станицы Сиротинская, но и там наши войска дали достойный отпор фашистским захватчикам. Яростное сопротивление с севера не только спутало планы немцев, но и серьезно вымотало силы противника.

При одном из наступлений под сильным минометным огнем дивизии пришлось окопаться на стальном грунте. Но укрытие не спасло командира. Раненого офицера Афанасий Иванович и находившийся рядом связной положили на плащ-палатку, потащили в медицинскую роту. И тут же вражеские самолеты начали обстрел. Молодой связной испугался и убежал, но Афанасий Иванович командира не бросил, из последних сил полз с раненым на спине и все-таки добрался до палатки санитаров. Позже Афанасий Иванович вспоминал, какой страх и отчаяние охватывали его под огнем пулеметов, однако даже мысль о том, чтобы поставить свою жизнь выше жизни командира и бросить того умирать, казалась ему противоестественной и подлой.

Связной же, что сбежал с поля боя, позже в своей трусости признался перед товарищами. За честность – простили. Однако на передовой такие случаи были единичны, чаще всего солдаты стояли друг за друга горой. Особенно запомнился Афанасию Ивановичу строгий старшина, который ежедневно доставлял десантникам обеды. Пока шла учеба — муштровал новичков люто, а на фронте переживал за каждого бойца, как за собственного сына, и под шквальным огнем с термосом ползал по окопам, чтобы накормить солдат. Один такой обед закончился трагически – старшина был ранен и вскоре умер. Героизм этого человека, как и подвиг Афанасия Ивановича, в дивизии вспоминали еще долго…

Память

остается в делах

После четырех месяцев на передовой Афанасий Иванович был тяжело ранен и отправлен на санитарном эшелоне в Новокузнецк. Руку, на которой уже развилась гангрена, удалось спасти, но на фронт солдат больше не вернулся. За проявленное мужество и героизм Афанасий Иванович был награжден медалью «За оборону Сталинграда».

После войны фронтовик устроился работать на Гурьевский металлургический завод юрисконсультом, заочно обучался на юридическом факультете Новосибирского государственного института, и через несколько лет службы был назначен начальником юридического отдела. Нередко Афанасий Иванович проводил консультации на дому для тех, кому требовался грамотный совет юриста. В каждой проблеме разбирался тщательно, а когда узнавал, что его рекомендации помогли – радовался за другого, как за себя. Много времени ветеран уделял самообразованию — читал как юридическую, так и художественную литературу, выступал с лекциями от общества «Знание». Избирался председателем профсоюзного комитета ГМЗ. Год Афанасий Иванович проработал заместителем председателя Гурьевского исполкома, но позже вернулся на родной завод уже в качестве заместителя директора по соцвопросам. Ветеран всегда радел за простых работяг, старался обеспечить металлургов достойным питанием, комфортным жильем и досугом. Следил за тем, что готовят повара в заводской столовой, и дегустировал каждое новое блюдо в меню. По его инициативе в цехах появились буфеты, уделялось большое внимание работе заводского профилактория и подсобного хозяйства, была облагорожена база отдыха «Милково» и городской парк. Афанасий Иванович ездил в числе делегации завода на металлургический комбинат в Венгрию, где обменивался опытом с иностранцами по улучшению соцсферы на производстве. Также благодаря ветерану около школы №5 появилась Аллея Героев, которая и сейчас хранит память о подвигах наших земляков.

Но, несмотря на работу и мирную жизнь, ветеран никогда не забывал о своих боевых товарищах. Десятилетиями Афанасий Иванович вел активную переписку с сослуживцами и жителями станицы Сиротинской, которые в военное время подкармливали солдат тем, что собирали в огородах. Не раз Афанасий Иванович вместе с женой Натальей Леонтьевной приезжали в Волгоград на встречи фронтовиков. Застолья проходили шумно, гости обменивались гостинцами, делились новостями. Посещали ветераны и места, где под шквалом огня их жизни могли оборваться в любую минуту, вспоминали однополчан, которым так и не посчастливилось вернуться домой.

…В декабре 2005 года после двух инсультов Афанасия Ивановича не стало. Однако память об этом деятельном и отзывчивом человеке живет. Добрыми словами и по сей день вспоминают его многие заводчане и гурьяне старшего поколения. И, конечно, память о фронтовике бережно хранит его семья — дочери Ольга и Ирина и зятья Александр и Яков, которые передали свои воспоминания о столь незаурядном человеке четырем внукам и двум правнучкам героя.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

122